Posted 10 апреля 2005,, 20:00

Published 10 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Глиняный домик в центре Бишкека

10 апреля 2005, 20:00
Вчера в центре киргизской столицы состоялся митинг, на котором горожане обратились к властям с призывом остановить самовольный захват земель пришлыми дехканами. Вот уже неделю как окрестности Бишкека оккупировали приехавшие из южных и северных областей крестьяне. Они разбивают юрты, делят земли на участки и заявляют, ч

Комментируя последние события в Бишкеке, депутат киргизского парламента Кубайбек Байбулов заявил корреспонденту «Новых Известий», что земельный передел может быть посерьезнее, чем революционные события 23–24 марта, когда крестьяне с юга предприняли штурм Бишкека. «Вопросы земли и воды в Центральной Азии всегда стояли острее, чем вопросы борьбы за власть», – заметил «НИ» Байбулов. И потому, если процесс не остановить, «в земельные распри будут втянуты не десятки тысяч людей, как во время падения режима Акаева, а сотни тысяч».

Сегодня Бишкек напоминает растревоженный улей. В центре города шумит митинг протеста горожан, которые давно ждут, когда власть выделит им земельный надел (в Киргизии – частная собственность на землю), и теперь боятся, что им нечего будет раздавать. А в пригородах «самозахватчики» (так в Бишкеке называют заезжих провинциалов) обустраиваются в лесопосадках и на полях «колхозов» – земельных товариществ. В одном из таких поселений побывал корреспондент «НИ».

Несколько юрт раскинулось вдоль дороги, которая ведет к резиденции президента. Она, кстати, расположена совсем недалеко – «не будет и 5 км», – сказал корреспонденту «НИ» немолодой уже крестьянин Толкунбек. Он лет семь назад приехал в Бишкек со знаменитого озера Иссык-Куль. Надеялся, что найдет здесь работу, которой нет в его родных краях. Но сумел устроиться только развозчиком тележек на городском рынке. За это ему платили в лучшем случае 1 тыс. манатов в месяц (примерно 30 долларов). «Чтобы купить квартиру, мне жизни не хватит», – вздохнул Толкунбек. Двухкомнатная квартира стоит сейчас в столице 25 тыс. долларов. Дехканин выбрал себе участок, вбил вокруг колышки и собирается построить здесь саманный (глиняный) домик. Уходить с занятой земли не намерен: «Иначе зачем мы делали эту революцию?»

Таких, как Толкунбек, сегодня в окрестностях Бишкека немало. Милиционеры говорят, тысяч 15 наберется. А еще два дня назад их было втрое меньше. Но подошли люди с юга – Оша, Джалал-Абада, а также с севера – Таласа. Они жгут ночами костры, варят на них нехитрую еду и ждут, когда новая власть узаконит их положение. У переселенцев появились свои лидеры. Они и ведут переговоры с представителями городских и республиканских властей. Власти пока их не обижают. Но и особо не жалуют. Дело в том, что некоторые захватили частные земли, а один из переселенческих городков разбит рядом с дипломатическим. Западным послам и их семьям не нравится такое соседство. Но милиция «самозахватчиков» не разгоняет – входит в положение. «Чего добивать и без того бедных людей?» – заметил корреспонденту «НИ» наблюдавший за поселенцами молоденький милицейский офицер.

Вчера к митингующим горожанам – противникам «самозванцев» вышел премьер-министр Курманбек Бакиев. Он успокоил граждан, пообещав, что частная собственность останется неприкосновенной. Но при этом он ничего не сказал о том, что власть собирается предпринять по отношению к тем, кто эту конституционную норму нарушает. В городе между тем боятся обострения ситуации. И тому есть причина. В начале 90-х годов Бишкек пережил нечто подобное. Тогда были захвачены сотни гектаров земель, принадлежавших городу. Они так и остались во владении новых хозяев. Но, как сказал «НИ» депутат Байбулов, который, кстати, представляет в парламенте «самозахватчиков», на их участках, кроме маленьких мазанок, ничего не появилось. Этот городок – один из самых бедных кварталов Бишкека.




В Киргизии обостряется вражда между двумя главными претендентами на пост президента

"