Posted 10 января 2005,, 21:00

Published 10 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Наследником Арафата избрали Абу Мазена

Наследником Арафата избрали Абу Мазена

10 января 2005, 21:00
Как и ожидалось, преемником покойного палестинского лидера стал умеренный политик Махмуд Аббас, более известный под партизанским псевдонимом Абу Мазен. Новый глава автономии, как и его предшественник Арафат, остается главой правящей партии – Организации освобождения Палестины (ООП). Единственное, что не удалось передат

Объявления официальных итогов воскресных выборов долго ждать не пришлось. Уже вчера председатель Центризбиркома Палестины, бывший мэр Вифлеема Ханна Насер сообщил, что после подсчета 100% голосов победителем стал председатель Исполкома ООП, кандидат от движения ФАТХ Махмуд Аббас, набравший 62,32% голосов. Правда, явка составила 65% против 80 ожидаемых. Это много – есть, очевидно, основания говорить, что призывы радикалов из ХАМАС все же подействовали. Но не смертельно: экстремистам не удалось сорвать выборы, а это автоматически переводит их в политическом пейзаже автономии даже не на второй, а на третий план. Потому что на второй план палестинской политики вчера вышел Мустафа Баргути, политик даже более умеренный, чем сам Аббас.

Из 8 соперников именно он – независимый кандидат и брат одного из самых радикальных палестинских лидеров Марвана Баргути, находящегося ныне в израильской тюрьме, ближе всего подобрался к лидеру. Мустафа Баргути, которого на Западе называют правозащитником, набрал 19,8% голосов. Это, конечно, мало, чтобы составить серьезную конкуренцию победителю Аббасу, однако весьма впечатляюще для общества, которое вчера чуть не целиком записывали в террористы.

Впрочем, говорить о триумфе прозападных сил в лице Мустафы Баргути рано. Настоящим победителем стал, конечно, Аббас, сумевший найти «золотую середину» между Израилем и радикальными палестинскими группировками.

Надо сказать, что Аббас показал себя как политик, способный вести конструктивный диалог с Израилем, еще года два назад, когда он ненадолго стал премьером Палестинской автономии (ПА). Тогда, напомним, ему удалось привлечь к урегулированию арабо-израильского конфликта даже самых радикальных палестинских лидеров. Именно поэтому победа Аббаса, главный козырь которого – «дипломатичность» и эффективность в общении с экстремистами, была предсказуемой: его кандидатура устраивала и ближайшее окружение покойного Арафата, и Израиль, и главного посредника – США.

А вот второе место Мустафы Баргути стало сюрпризом.

Но удастся ли ему реально контролировать экстремистов в ПА после выборов, что, напомним, не удавалось самому Арафату? Понимая сложность задачи, Аббас уже сейчас начинает игру с экстремистскими группировками, заявляя, что не допустит выдачу Израилю палестинских «борцов за свободу». И, кажется, диалог у Аббаса с радикалами налаживается. Не случайно представитель исламского движения ХАМАС Абу Зухри вчера – то есть уже после выборов – заявил, что ХАМАС готов сотрудничать с Аббасом. А другой руководитель движения Махмуд аз-Загер заявил, что «внутрипалестинский диалог идет постоянно и должен завершиться достижением общей внутрипалестинской договоренности в Каире». Надо сказать, что столь мирных заявлений представители ХАМАС не делали очень давно: их значение, похоже, перевешивает даже собственные призывы бойкотировать только что прошедшие выборы.

Есть шансы – во всяком случае, пока – у Махмуда Аббаса договориться и с Израилем. Его платформа – призыв соотечественников к мирному диалогу с Израилем как к единственному разумному способу решения палестинской проблемы – Тель-Авив вполне устраивает. Вчера официальный представитель израильского МИД Давид Саранга заявил, что его правительство рассчитывает, что Махмуд Аббас станет реальным партнером Израиля на пути к миру. «Для надежды на это, – сказал израильский дипломат, – есть основания, если судить по его прежним заявлениям, направленным против насилия и вооруженной «интифады». Израиль, по словам Саранги, ждет прежде всего действенных мер по обузданию террористической активности и антиизраильской пропаганды.

Все это, однако, не значит, что новый глава Палестины и премьер Израиля Шарон завтра же смогут решить все проблемы за столом переговоров: для этого, как показывает печальный исторический опыт, будет недостаточно даже очень сильного давления со стороны четверки посредников – ООН, Евросоюза, России и США. Проблема всех лидеров Израиля и Палестины в том, что они в слишком большой степени остаются заложниками общественного мнения своих стран, которые пока что настроены непримиримо. Не растеряет ли новый палестинский лидер кредит доверия за то время, которое понадобится, чтобы подготовить палестинское и израильское общества к переговорам?



О победителях говорить рано

Пожалуй, итоги выборов в Палестине, в которых победу одержал желанный для США кандидат, выступающий за прекращение насилия и переговоры с Израилем, можно признать первой победой администрации Джорджа Буша в новом году. Уже через два часа после оглашения предварительных результатов президент США поздравил Аббаса с победой – соответствующее заявление (очевидно, подготовленное заранее) было опубликовано на официальном сайте Белого дома. В нем отмечается, что избрание нового лидера стало важнейшим шагом к учреждению независимого и мирного палестинского государства. Сами выборы Буш характеризует как «в значительной степени свободные и справедливые». Президент также заверил нового главу ПА в том, что США окажут ему всемерную поддержку.

Последнее замечание измеряется в конкретных цифрах. Источники в конгрессе утверждают, что в 2005 году Буш намерен выделить Палестинской автономии дополнительно 200 млн. долларов. Кроме того, Штаты окажут давление на богатые арабские страны, чтобы те увеличили выплаты палестинцам.

Итак, США получили того руководителя Палестины, которого они хотели. Но так ли сильно изменит победа Аббаса положение на Ближнем Востоке? Несмотря на готовность нового лидера ПА прекратить насилие, главный вопрос – о создании независимого палестинского государства – пока не представляется разрешимым. Ведь дело не только в радикализме ряда палестинских лидеров, но и в жесткой позиции Израиля, который пока не дал понять, что готов ее смягчить. Каких шагов можно ожидать в этом отношении от США?

9 января британский премьер Тони Блэр заявил, что вскоре после выборов Джордж Буш должен будет возглавить переговоры по вопросу о территории нового независимого палестинского государства. Правда, по словам Блэра, вначале следует помочь палестинцам построить инфраструктуру для жизнеспособного государства. Для этого и будет проводиться международная конференция в Лондоне 1–2 марта. Напомним, идея такой встречи возникла у британского премьера 3 месяца назад. В обязательном порядке в ней должны принять участие представители Палестины, арабских стран, США и ЕС (Россия не упоминается). Израильский премьер-министр Шарон встретил инициативу довольно холодно, заявив, что на конференции не должны приниматься никакие соглашения.

В сложившейся ситуации политика США может оказаться противоречивой. С одной стороны, победа Аббаса – это еще не совсем победа Запада. Очевидно, что Белому дому необходимо будет оказать некоторое давление и на Израиль, чтобы тот согласился на диалог с Аббасом без предварительных условий, а также прекратил строительство поселений на палестинских территориях. С другой стороны, в ближайшее время на процесс урегулирования начнет влиять новый фактор – им займется новый госсекретарь США Кондолиза Райс, известная своими симпатиями к Израилю и непреклонным отношением к режиму умершего Арафата.

Олег КОМОЦКИЙ

"