Posted 9 августа 2004,, 20:00

Published 9 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Михаил Федотов, Вашингтон

Михаил Федотов, Вашингтон

9 августа 2004, 20:00
Неуловимый Джо

Помните анекдот про ковбоя Джо, прозванного Неуловимым за то, что он никому не был нужен и никто не собирался его ловить? Сейчас, в разгар президентской гонки в Америке, нам в самый раз определиться, кто из претендентов – Джордж Буш или Джон Керри – является для нашей страны тем самым Неуловимым Джо. Конечно, мы в выборах президента США не участвуем, но поболеть, как на футболе, можем.

В пользу Буша говорит то, что он постоянно заявляет о нашем стратегическом партнерстве в борьбе с терроризмом, хлопает по плечу «друга Владимира» и не очень пристает с вопросами о Чечне и правах человека. Правда, он без нашего согласия затеял войну в Ираке, поймал Хусейна и старается не дать нашим компаниям подзаработать на восстановлении этой страны. И именно он придумал прозвище Пути-Пу. Не зря опросы показывают, что наш избиратель ему бы свой голос не отдал.

Что касается Керри, то он пока вообще ничего не сделал. Он даже не знаком с нашим президентом. Конечно, если его изберут, так познакомится. Но станет ли ему другом или останется так, коллегой? Не придумает ли нашему президенту еще какое-нибудь прозвище? Ему не привыкать: его самого кличут Liveshot. Правда, что это означает – «Живая Пуля», «Выстрел в Прямом Эфире» или что-то совсем иное, – можно только гадать.

Единственное доброе дело, которое он уже сделал для России, приходится на 1992 год, когда сенатор Керри проголосовал за программу помощи нашей стране. Все остальное – пока только обещания. Причем не нам, болельщикам, а американским избирателям.

Опустим совершенно для нас неактуальные пассажи про светлое американское будущее и посмотрим, что остается в его программе на долю России. В своих многочисленных предвыборных выступлениях он дает понять, что в первую очередь его волнует сохранность российского ядерного щита (чтобы террористы не растащили его на самоделки). «На первой же встрече с российским президентом, – заявляет Керри, – я буду добиваться соглашения, которое смахнет все преграды на пути наших усилий по обеспечению безопасности российских ядерных запасов». В то же время он намерен вовлечь нашу страну в восстановление Ирака, а это, понятное дело, рабочие места для наших трудящихся и большие доходы для их хозяев. Наконец, в области торговли Керри тоже намерен делать ставку на Россию, как, впрочем, и на другие страны – не члены ОПЕК, поскольку речь он ведет только о нефти, а, увы, не о высоких технологиях.

Что же касается опасений по поводу характерного для демократов, причем не только в США, пристального внимания к уважению прав человека и устоев правового государства, то готов их развеять. Во-первых, Керри еще очень плохо представляет себе реальное положение с правами человека в нашей стране. Вот почему в своем приветствии по случаю Дня России он пишет: «Хотя путь независимости был и остается исключительно трудным, россияне показали поразительную приверженность установлению открытого и свободного общества, рыночной экономики и демократических законов. И я обещаю продолжить работу по оказанию помощи России в целях укрепления основ демократического общества и правового государства».

А во-вторых, с какой это стати мы должны сердиться, если кто-то захочет позаботиться о соблюдении прав человека в России? Мы должны только радоваться, что кому-то есть дело до наших людей. Ведь речь идет о правах нашего человека, а не чужого. И чем больше их будут уважать и защищать, тем лучше будет ему, человеку, жить. А что еще нужно от президента – хоть российского, хоть американского?

Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"