Posted 9 марта 2010,, 21:00

Published 9 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:04

Updated 8 марта, 07:04

По образу и подобию

9 марта 2010, 21:00
Проблемы Греции, которую подкосил колоссальный государственный долг, заставили европейских политиков задуматься над тем, как в будущем предотвращать подобные ситуации. Германия и Франция предлагают создать Европейский валютный фонд по типу МВФ и укрепить механизмы надзора и взаимодействия внутри еврозоны. Пока эти наме

Напомним, Греция столкнулась с долговым кризисом: объем ее задолженности уже превысил 100% ВВП, а дефицит бюджета – почти 13%. Это чревато негативными последствиями не только для самой страны, но и для всей еврозоны, где имеет хождение единая валюта. Однако нынешний механизм взаимодействия внутри нее не предусматривает каких-либо наказаний для государств, которые подобно Греции не выполняют обязательства по поддержанию дефицита бюджета в пределах 3% ВВП. Это побудило министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле высказаться в прошедшие выходные за более жесткую координацию экономической политики внутри ЕС и еврозоны. Он также заявил, что может потребоваться институт, подобный Международному валютному фонду, для поддержания равновесия внутри еврозоны и имеющий инструменты для исправления ситуации.

Отечественные аналитики сходятся во мнении, что создание фонда не приведет к фундаментальному решению проблем, схожих с той, с которой столкнулась Греция. «Речь ведь все равно не идет о том, чтобы номинально долг сократить, – пояснил «НИ» главный экономист управляющей компании Александр Осин. – Задолженность предполагается сократить относительно ВВП, в том числе за счет высоких темпов его роста. Хотя с годами долг и дальше может расти, а обслуживать его будет все сложнее и сложнее. Не думаю, что проблему можно сейчас решить затягиванием поясов, это, напротив, способно привести к иным сложностям, которые уже проявляются».

По мнению аналитика, основная проблема долгов европейских стран в том, что главным «спонсором» на рынке выступают несколько крупнейших государств еврозоны. «В американо-азиатской модели для поддержки на плаву долговых пузырей задействованы ресурсы по крайней мере трех крупнейших экономик мира, – утверждает эксперт. – Поэтому атаки спекулянтов на американо-азиатский рыночный сегмент менее опасны. А вот в европейском долговом финансовом сегменте в последние 10 лет значительно сильнее была выражена доля частных, спекулятивных инвесторов. Это отражается в том, что внешний долг стран еврозоны составляет около 200% ВВП против 100% в США. Именно с этим связана более активная позиция руководства еврозоны в вопросах оптимизации балансов, оно вынуждено идти на поводу у рынка». По мнению г-на Осина, возрастают риски монетизации долга: Европейский центробанк будет увеличивать выдачу дешевых кредитов, возможно, увеличит и объемы наличности евро в обращении. Более существенная роль частных инвесторов будет способствовать и более высоким оценкам инвестиционных рисков по европейским странам по сравнению с другими государствами. А это тоже неблагоприятно с точки зрения инфляции для еврозоны.

Эксперт Центра развития Сергей Пухов, в свою очередь, отмечает, что создание европейского фонда по образу и подобию МВФ вряд ли будет полезно, поскольку МВФ, по сути дела, «проморгал» все кризисы, которые уже происходили. «Так что, думаю, создание фонда в Европе будет иметь примерно такие же последствия, – сказал он «НИ». – Каждая страна в первую очередь выкручивается за счет собственных ресурсов. Если ЕВФ будет создан, его средства могут помочь лишь как-то сглаживать пики нестабильности. То есть, если возникает серьезная угроза дефолта, а деньги в самой стране вовремя найти не удалось, ситуацию, возможно, удастся пережить менее болезненно. Но это не спасет ни от кризиса, ни от угрозы возникновения подобных ситуаций в будущем». Эксперт считает, что создание подобного фонда скорее политический шаг, отражающий намерение сделать европейскую политику более независимой от американской.

Между тем ситуация в Греции уже сказывается на динамике валютных курсов. Так, евро снизился против доллара, даже несмотря на некоторое ослабление напряженности вокруг афинских проблем. По мнению экспертов, падение единой евровалюты остается пока сдержанным только потому, что инвесторы рассчитывают, что другие страны ЕС при необходимости все же окажут Греции финансовую помощь. Поможет ли в этом плане ЕВФ? Сергей Пухов считает, что в принципе логично было бы ожидать более прочного евро, но с учетом того, что фонд не решает фундаментальных проблем, скорее всего, это никак не отразится на валютном курсе в долгосрочной перспективе. Александр Осин в свою очередь отмечает, что валютный курс будет отражать динамику ВВП. «Улучшение показателей бюджета будет негативно отражаться на инвестициях, соответственно, если еврозона будет активнее, чем другие страны, улучшать бюджетные показатели, то мы увидим и более существенное отставание в темпах восстановления ВВП Европы от других государств. «И в среднесрочном периоде это скажется на динамике курса евро негативно», – полагает аналитик.

"