Posted 9 февраля 2004,, 21:00

Published 9 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Со скоростью Старого Света

9 февраля 2004, 21:00
Вчера на встрече в Берлине канцлер Германии и президент Франции договорились строить «двухскоростную Европу». Предполагается, что по одной колее пойдут более развитые страны ЕС, по другой новички. Этот принцип должен быть закреплен в конституции, проект которой будет вынесен на голосование в Европарламенте. Герхард Шре

С идеей слияния Ширак и Шредер выступили еще в прошлом году. Тогда, на саммите в Париже, они высказались за отмену всех ограничений, мешающих французам и немцам свободно общаться и лучше понимать друг друга. Речь шла о придании обоим языкам статуса государственных, формировании общего бюджета, о единой паспортной системе, создании одной армии и т.д. Тогда эту идею одобрили лишь энтузиасты. Большинство опрошенных назвали своих лидеров «утопистами».

Но вот проблему воскресили вновь. Судя по всему, «утописты» готовы сказку сделать былью. Газеты отмечают, что Шредер не случайно заговорил об этом именно сейчас. Он находится в трудном положении: только что со скандалом ушел с поста председателя социал-демократической партии (СДПГ), который занимал последние шесть лет. Оставил, конечно, не по доброй воле. Неудачи с экономическими и социальными реформами, которые преследовали его неотступно, вызвали недовольство не только избирателей, но и товарищей по партии.

Шредеру ставят в вину и провалы во внешней политике. Джордж Буш до сих пор едва здоровается с ним при встрече. Кстати, последний раз они виделись в Эвиане на саммите «большой восьмерки». А перед этим был Санкт-Петербург. Там они были гостями по случаю 300-летия города. Владимир Путин напрасно старался помирить Шредера с Бушем. Хозяин Белого дома оказался злопамятен: он демонстрировал полное равнодушие к «неблагодарному немцу». Все из-за войны в Ираке.

Надо сказать, что Германия и Франция и сейчас держатся стойко, в отличие от некоторых партнеров по НАТО и ЕС, которые поддержали курс Вашингтона. Более убежденных противников войны, чем они, пожалуй, не сыщешь. Даже Россия, которая поначалу входила в так называемый «тройственный союз», теперь считает отношения с США важнее самого Ирака.

В этих условиях Париж и Берлин меняют тактику. С новой энергией взялись за европейское строительство. В противостоянии с молодыми членами ЕС их верный союзник – Англия. Намечена встреча с Тони Блэром. Звали еще Сильвио Берлускони, но тот отказался. Наиболее мощные страны Европы вырабатывают общую линию поведения перед лицом «большого ЕС». Двухскоростное движение по рельсам интеграции предполагает возможность блокирования. ЕС дробится на группы по интересам. Берлин и Париж могут принимать решения геополитического характера без учета мнений остальных членов. Как далеко пойдет процесс, не совсем ясно. Представить себе государство под названием «Франко-Германия», действительно трудно. Тем не менее движение началось. Герхард Шредер и Жак Ширак излучали оптимизм, когда говорили о своих планах.

"