Posted 8 декабря 2011,, 20:00

Published 8 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:49

Updated 8 марта, 05:49

Доброта по-американски

Доброта по-американски

8 декабря 2011, 20:00
Первое, что поражает иностранцев (причем не только наших вечно хмурых соотечественников), побывавших в США, – это привычка американцев всегда и всюду улыбаться. Жизнерадостные улыбки здесь вас встретят везде: и в богатых домах, и в бедных кварталах. Одним американское дружелюбие импонирует, другим кажется чем-то лицеме

Сейчас это покажется почти невероятным, однако факт есть факт: еще в начале прошлого века американцы считались довольно угрюмой нацией, и их довольно часто противопоставляли жизнерадостным французам. Ритуалы доброжелательности появились в США относительно недавно – во время Великой депрессии. Жители страны тогда решили таким способом поддерживать друг друга во время невзгод. Как ни странно, такие простые приемы формальной вежливости оказываются достаточно действенными. Многие голливудские звезды, которые ввели моду на знаменитую улыбку (например, великий Фрэнк Синатра), искренне считали, что атмосфера всеобщей, пусть и формальной, доброжелательности несомненно улучшит настроение и снизит уровень агрессии в обществе. Ведь начать хамить интересующемуся твоими делами человеку гораздо сложнее, чем угрюмому типу, смотрящему на тебя с неодобрением.

С тех пор знаменитая голливудская улыбка, сопровождаемая неизменным «How are you?» («Как у вас дела?») вместо «Здравствуйте», – это то, с чем житель США сталкивается каждый день. «Пятиминутки вежливости» являются неотъемлемым атрибутом жизни в этой стране. Так, например, если ты оказался с американцем в одном лифте, то только очень невежливый человек ограничится приветствием незнакомцу. В этом случае просто необходимо сказать, какая сегодня замечательная погода, и поинтересоваться делами случайного попутчика. Если же на улице идет проливной дождь, то и это не повод для угрюмого молчания: тогда вам просто пожелают хорошего дня.

Иногда привычка американцев быть доброжелательными приводит к курьезным с точки зрения иностранцев случаям. Корреспондент «НИ» был свидетелем весьма странной сцены. Один россиянин, у которого умерла мать, на вопрос продавщицы «как дела?» честно поведал ей о своем горе. В ответ девушка лучезарно ему улыбнулась и ответила: «Замечательно!» Конечно же, она не хотела обидеть слишком откровенного русского. Дело в том, что согласно «правилам» ответ на такой вопрос стандартный: «отлично», поэтому девушка, не слушая своего собеседника, на автомате произнесла ритуальное слово.

Впрочем, такая ситуация – все же редкость. Скорее всего, если вы настолько странный человек, что всерьез начнете рассказывать о своих неудачах незнакомцу, то вас вежливо выслушают и даже посочувствуют, хотя, конечно же, очень удивятся вашей непосредственности.

Подобные этому случаи чаще всего и порождают расхожий стереотип о том, что американская улыбка свидетельствует лишь о лицемерии. Дескать, на словах янки – добрые, а на практике, если ты попадешь в трудную ситуацию, останешься один на один со своей проблемой. На самом же деле стоит говорить о другом: о том, что вежливость американцев становится малозначимой в ситуациях, когда для того, чтобы проявить альтруизм, им приходится идти на некоторые жертвы или хотя бы неудобства. Провести исследование на эту тему мне чудесным образом помогли два обстоятельства. Я очень безалаберный водитель, и мой видавший виды автомобиль любит ломаться в самых неожиданных местах. Когда у меня в очередной раз сломалась машина, то я битый час голосовал без результата. Для проезжающих, которые отлично видели, что я оказался в отчаянном положении, меня как бы не существовало. Наконец, ко мне подъехал полицейский, которого, как выяснилось, вызвали автомобилисты. Оказалось, что американцы, опасаясь ограблений, очень редко останавливаются перед голосующими на трассе. Вероятность грабежа просто ничтожна, но осторожные янки предпочитают не рисковать.

Но зато когда риска нет, американец искренне готов прийти вам на помощь. Однажды, пересекая пустыню, я не учел, что автозаправки в таких местах крайне редки. До ближайшего городка мне доехать не удалось, однако, как оказалось, по счастливому стечению обстоятельств мой автомобиль заглох на повороте на американскую военную базу. Вскоре около меня остановился джип, за рулем которого сидел здоровенный морской пехотинец, который меня, понятное дело, не боялся. Военный объяснил, что на базу меня не пустят, и предложил привезти бензин в канистре. Однако все мои деньги были на кредитной карточке. Военный, созвонившись с охраной базы, посадил меня в свою машину и отвез на автозаправку в закрытом для гражданских городке офицеров. К сожалению, местный банкомат принимал только специальные кредитки военнослужащих. Тогда великодушный морпех наполнил мою канистру за свой счет и отвез меня обратно к моей машине.

Впоследствии я много раз убеждался, что американская улыбка – больше, чем внешнее проявление дружелюбия. Так, в США тебе всегда подробно объяснят дорогу и даже достанут из багажника машины карту местности. В любом магазине на автотрассе тебе с удовольствием нальют кипятка в термос и позволят подзарядить мобильник. Свою роль, безусловно, играют и личные качества человека, с которым ты встретишься. Однако неписаное правило непреложно в Штатах почти для всех: «хорошим парнем», готовым совершить добрый поступок и доброжелательным с окружающими, надо быть обязательно. При этом американцы не замечают, что их вежливость и, как следствие этого, желание любым путем избежать конфликта имеет и обратную сторону. Я часто оставлял свою машину на улице рядом с входом в мой дом, что формально запрещено правилами жилкомплекса. Никто из соседей ни разу не сделал мне замечания по этому поводу. Но в один прекрасный день автомобиль по звонку моего соседа отвезли на штрафную стоянку. Вызволяя машину, я размышлял, что лучше: звонок в эвакуационную службу за моей спиной или то, что было бы в России – замечания (разумеется, невежливые) со стороны соседа, после которых я бы сам убрал свой автомобиль. Почему-то казалось, что лучше – второе.

"