Posted 7 декабря 2004,, 21:00

Published 7 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Абхазский компромисс

Абхазский компромисс

7 декабря 2004, 21:00
Договоренность Сергея Багапша и Рауля Хаджимбы идти на новые президентские выборы в одной команде была, как известно, достигнута при открытом давлении Москвы. Показная «дружба» вчерашних противников вызвала шквал критики в самой Абхазии. Все это означает, что после выборов начнется очередной виток политического кризиса

Слабое место абхазского компромисса в том, что договоренность между вчерашними непримиримыми соперниками – Багапшем и Хаджимбой – достигнута не благодаря доброй воле этих политиков, а при прокурорской «поддержке» России. И, судя по последним действиям Москвы на абхазском фронте, Сергею Багапшу ничего не оставалось, кроме как согласиться с условиями российских силовиков-посредников.

Багапш хорошо понимает, чем грозила ему инаугурация, совершенная против воли Москвы. Он пользуется в республике репутацией крепкого хозяйственника и осознает, что столкнулся бы с кучей социальных и экономических проблем, для решения которых у местной казны нет средств. Известно, что для того, чтобы оказать давление на Багапша и его сторонников, Москва ударила республику по болевым точкам – закрыла железнодорожное сообщение между Москвой и Сухуми и запретила ввоз абхазских мандаринов в Россию. По сути, Абхазия оказалась в полной экономической блокаде, тяжелейшие социально-экономические последствия которой могли спровоцировать гражданскую войну.

Уточним: после введения экономической блокады со стороны России (блокада со стороны Грузии действует уже более 12 лет) Абхазия оказалась бы отрезанной от внешнего мира. Сегодня более 80% населения республики живут благодаря выращиванию мандаринов для российского рынка. Дипломатические контакты этой непризнанной республики осуществляются только через российские каналы. Поэтому в штабе Багапша прекрасно понимали: прийти к власти в таких условиях было бы пирровой победой.

Однако договоренность Сергея Багапша со своим оппонентом, достигнутая под суровыми взглядами Колесникова, вовсе не означает, что бывший абхазский премьер, ныне глава госкомпании «Черноморэнерго», отказался от идеи единовластия в Абхазии. И как только Рауль Хаджимба, избранный вице-президентом в паре с президентом Багапшем, начнет проводить прокремлевскую политику, они тут же окажутся по разные стороны баррикад. Нет сомнений, что Хаджимба именно таким образом и будет действовать. Его пристроили к будущему президенту в том самом качестве, в котором в компартиях бывших советских республик назначали второго секретаря, – он по сути глаза и уши Москвы. Напомним, что порой влияние этих вторых секретарей было сильнее, чем первых. Однако Сергей Багапш вряд ли согласится с таким раскладом, который вынудит его все свои решения согласовывать с Москвой через вице-президента Рауля Хаджимбу. А это означает, что противостояние этих политиков еще впереди.

"