Posted 7 ноября 2013,, 20:00

Published 7 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Аукцион «Кристис» разочаровал организаторов

7 ноября 2013, 20:00
Аукцион «Кристис» разочаровал организаторов
Сюжет
Деньги

Аукцион «Кристис» в Нью-Йорке по большому счету закончился провалом. К примеру, металлическая статуя Пабло Пикассо метровой высоты, за которую организаторы надеялись выручить 35 млн. долларов, так и осталась непроданной. Такая же участь постигла и картину Василия Кандинского, написанную масляными красками. За нее аукционеры рассчитывали получить 25 млн. долларов.

Конечно, еще не так давно мало кто удивился бы, узнав, что коллекционеры отказались покупать картину за 25 млн., потому что это слишком дорого. Однако в последние годы стало едва ли не правилом, что за работы известных художников XX века обязательно должны разворачиваться на аукционах настоящие войны и что они зачастую уходят с молотка по цене лучших яхт.

Не далее как полгода назад тот же самый аукционный дом «Кристис» в Нью-Йорке хвалился рекордной распродажей, которая принесла в общей сложности 327 млн. долларов. «На рынке произведений искусства наступает новая эра, – цитировала лондонская Times Юсси Пилкканена, директора европейского отделения аукционного дома «Кристис». – Начинается глобальная конкуренция. Причем такая острая, каких мы еще никогда не видели».

Однако аукцион в Нью-Йорке на этой неделе опроверг слова Пилкканена. Давно ожидавшаяся распродажа коллекции швейцарского коллекционера Яна Крюжье из 62 лотов принесла, мягко говоря, посредственные результаты: был получен лишь 71% от предполагаемой выручки.

Лоты из личной коллекции Крюжье и из его музейной коллекции в Женеве включали несколько работ Пикассо, три картины Анри Матисса и три скульптуры Альберто Джакометти. Хотя начало аукциона настраивало на оптимистический лад – более чем за миллион была продана деревянная скульптура Пикассо наполовину выкуренной сигары, – дальше дело затормозилось. В результате так и не нашли покупателей один Матисс, два Джакометти и четыре Пикассо.

По мнению специалистов, часть вины лежит на аукционном доме. Ходили слухи, что «Кристис» удалось заполучить коллекцию, потому что они предложили наследникам Крюжье более выгодные финансовые условия. В частности, отказались в их пользу от части комиссионных. Не исключено, что для того, чтобы хоть как-то компенсировать потери, организаторы аукциона завысили по ряду лотов начальные цены.

Есть мнение, что на покупателей отрицательно подействовала мешанина стилей и жанров лотов.

Насколько справедливы опасения пессимистов о том, что на рынке произведений искусства наступает рецессия, покажут следующие аукционы. Неудачный аукцион стал первым в целой веренице распродаж дома «Кристис», которая растянется на две недели.

Кстати, черный день для дома «Кристис» может стать предвестником восстановления экономики. Существует распространенная теория, что толстосумы во времена рецессий в поисках безопасных источников для вложения денег скупают дорогие предметы искусства.

"