Posted 6 июня 2013,, 20:00

Published 6 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Культурная революция

Культурная революция

6 июня 2013, 20:00
Вот уже который день в Стамбуле, Измире, Анкаре и других городах Турции не стихают митинги. Десятки тысяч человек требуют отставки правительства Реджепа Тайипа Эрдогана и сворачивания курса на исламизацию страны. Одни наблюдатели сравнивают происходящее в Турции с революциями «арабской весны». Другие говорят о том, что

«Площадь Таксим обессмертила свое имя», – написано в листовке, разбросанной по стамбульскому району Бешикташ. Сказано громко, но некоторая истина в сказанном, наверное, есть. Таксим, где происходит нескончаемый митинг противников Эрдогана, стараниями СМИ несомненно уже находится в одном ряду с площадью Тахрир в Египте или украинским Майданом. Это сердце разгорающейся турецкой революции, которая еще непонятно чем закончится.

По наблюдениям корреспондента «Новых Известий», Таксим похож скорее на Майдан времен «оранжевой революции», чем на Тахрир. Не чувствуется здесь того духа агрессии, который характерен для акций в центре Каира. Днем тысячи горожан и туристов без опаски проходят мимо митингующих на Таксиме. Молодых людей, их плакаты и самодельное творчество (лозунги и стихи, написанные на листках бумаги, и порой высокохудожественные карикатуры на Эрдогана) и, конечно, самодельные шалаши (они здесь как палатки на украинском Майдане) с удовольствием фотографируют иностранцы. Молодые люди улыбаются. Если попросят – могут объяснить, зачем они тут стоят. А могут сплясать или спеть революционную песню: и то и другое – тоже форма объяснения.

Все происходящее днем на Таксиме – что-то среднее между большой студенческой тусовкой, концертом и митингом. Впрочем, и «чистые» митинги, и концерты тут проходят ежедневно. Каждый день сюда приезжают автобусы с тысячами человек, которых привозят разные организации – турецкие профсоюзы, движения курдов, ЛГБТ-активисты, студенческие объединения… Еще больше тех, кто приходит сюда сам. Нет тут только представителей официальных парламентских партий: они заняли по большей части выжидательную позицию по отношению к протестам.

В концертах на площади Таксим, кажется, успели засветиться уже все звезды турецкой эстрады. Среди известных россиянам персонажей – например, певец Таркан. У секс-символа турецкой поп-музыки с Эрдоганом давние счеты. Таркан активно выступал против сноса исторической застройки в Стамбуле. За это Эрдоган публично сравнил его с террористами, взрывающими бомбы. И сейчас в проправительственных СМИ нет-нет да и мелькнет сравнение собравшихся на Таксиме то с террористами, то с левыми радикалами.

«Не верьте тем, кто говорит, будто здесь собрались сплошные анархисты или экстремисты, – горячо убеждает корреспондента «НИ» Рашадет Аталай. – Здесь культурнейшая часть Турции. Это за Эрдогана голосовали люди с пятью классами образования. А здесь те, кому небезразлична судьба нашей страны».

Аталай приехала в Турцию из Азербайджана много лет назад. Говорит, что стараниями премьер-министра «страну стало не узнать», причем изменения произошли в худшую сторону. «Эрдоган хочет вернуть Турцию в средневековье, а мы – в двадцать первый век» – таков один из лозунгов Таксима, который, как кажется, наиболее полно отражает суть требований собравшихся.

О том, что на площади митингуют самые культурные и интеллигентные представители народа, Рашадет Аталай может говорить часами. «На Таксиме, вы посмотрите, даже мусора нет, – восхищается она. – Ребята молодцы: все сами убирают». При всей своей симпатии к митингующим Аталай просит представить ее в газете не участницей протеста, а скромно – «очевидцем». Подобная просьба со стороны митингующих на Таксиме довольно типична. Ведь за днем с его концертами и развеселыми митингами наступит ночь. В это время суток полиция, возможно, предпримет очередную попытку очистить Таксим от шалашей и самодельных баррикад. Днем, во избежание пострадавших со стороны туристов, полицейские воздерживаются от каких-либо активных действий. А ночью в ход идет слезоточивый газ со стороны стражей правопорядка и камни – со стороны митингующих.

Аталай рассказывает, что сюда, на Таксим, по собственной инициативе приходят врачи стамбульских больниц и оказывают помощь раненным в ночных столкновениях. Также, можно сказать по зову сердца, некоторые местные отели предоставляют номера митингующим на Таксиме, а кафе – еду. Впрочем, имеется немало и противоположных примеров, когда таксисты и владельцы отелей сдавали раненых митингующих полиции. Стражей порядка и предателей стыдят на таксимских митингах. Кое-кто из выступающих даже грозит им карами после победы революции. Это, однако, на таксистов и гостиничных работников не действует. Видно, они не верят в победу революции. Нельзя сказать, что и те, кто ей симпатизирует, верят в победу своего дела.

«Я думаю, шансы на уход Эрдогана где-то пятьдесят на пятьдесят, – полагает собеседница «НИ». – Одно могу сказать точно: если победит премьер и его партия, то скоро здесь будет вторая Саудовская Аравия».

"