Posted 6 февраля 2012,, 20:00

Published 6 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 06:00

Updated 8 марта, 06:00

Последний довод Евросоюза

6 февраля 2012, 20:00
Несмотря на раздающиеся в Евросоюзе призывы спешить со спасением греческой экономики, быстро решать ее проблемы не получается. Власти Греции и «тройка» ее кредиторов в составе ЕС, МВФ и Европейского центробанка не смогли, как планировалось ранее, за один день договориться по вопросу предоставления второго пакета финанс

За разговорами о соглашении по списанию половины греческого долга частными инвесторами, кстати, не подписанном до сих пор, все как-то забыли, что это далеко не единственное условие выделения Греции 130 млрд. евро тройкой ее кредиторов в составе ЕС, МВФ и ЕЦБ. Таких условий много и от их выполнения зависит, получит ли страна первый транш помощи. На него очень рассчитывает правительство Лукаса Пападимоса, которому 20 марта необходимо погашать греческие облигации на общую сумму 14,5 млрд. евро. Если деньги не поступят, Афинам, по мнению большинства экономистов, придется объявлять дефолт, последствия которого для экономики Евросоюза непредсказуемы.

Поэтому правительство Пападимоса пообещало договориться с кредиторами за один день – воскресенье. Но еще в понедельник соглашение не было заключено. Объясняется это не позицией «тройки», а тем, что Пападимосу и его министрам не удалось получить согласие партнеров по правительственной коалиции по требованиям кредиторов, ничего нового в которых нет. Главным из них является очередное сокращение расходов бюджета в 2012 году на 1,5% от ВВП. Однако сходу удалось найти компромисс лишь по сокращению дополнительных выплат к пенсиям и повышению конкурентоспособности греческих товаров в разных сферах.

Камнем преткновения, поставившим под угрозу достижение соглашения, стали два вопроса: понижение на 20% минимального размера оплаты труда для работников частного сектора, который сейчас составляет 750 евро в месяц, и, особенно, отмена бонусов. По закону греки, работающие как в частном, так и в государственном секторе, имеют право на получение трех премий в размере двух месячных окладов: одной – в размере месячного оклада на Рождество и двух по полоклада – перед Пасхой и летними отпусками в августе. Уменьшить расходы государства, не сократив эти статьи бюджета, просто нельзя. Но и взять на себя ответственность за эти очень непопулярные меры не хочет никто. Крайне возмущает греков и то, что кредиторы хотят, чтобы правительство Пападимоса провело новые массовые увольнения госслужащих. В Греции считают, что больше уже увольнять некого. Резон в этой точке зрения есть: ведь сейчас речь идет уже об увольнении к 2015 году 150 тыс. военнослужащих и полицейских. Кроме этого, греческие политики так и не смогли договориться о более активном участии государства в рекапитализации греческих банков, которые понесут громадные убытки от списания долгов частными инвесторами.

Греки говорят о жестокости «тройки», «тройка», напротив, уверяет, что всего лишь подстраховывается от зигзагов непредсказуемой греческой политики. Ведь в апреле в Греции состоятся парламентские выборы. Если не связать жесткими условиями греков сейчас, кто знает, не пойдет ли новое правительство на попятную после получения транша? Между тем греческие политики утверждают, что новые сокращения значительно понизят и без того низкий уровень жизни греков и ввергнут Грецию в рецессию еще глубже. «Я изо всех сил буду сражаться с требованиями кредиторов, которые хотят загнать Грецию в еще большую рецессию»,– заявил журналистам после окончания воскресных переговоров Антонис Самарас, лидер главной оппозиционной партии «Новая демократия».

Однако кредиторы в этот раз настроены решительно и всячески показывают, что дадут Афинам деньги только при согласии греков на все поставленные условия. «Если мы решим, что дела в Греции идут не так, как следует,– сказал в интервью журналу Spiegel Жан-Клод Юнкер, глава Еврогруппы (объединения министров финансов стран зоны евро),– то никакой новой программы помощи не будет. Это означает, что в марте Греция объявит себя банкротом».

"