Posted 5 декабря 2011,, 20:00

Published 5 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:52

Updated 8 марта, 05:52

Министры тоже плачут

5 декабря 2011, 20:00
Премьер-министр Италии Марио Монти выступил в парламенте с третьей в этом году программой экономии и сокращения расходов. Итальянцам придется еще туже затянуть пояса и приготовиться к нелегким временам. Премьер решил показать пример соотечественникам и отказался от зарплаты, а министр социального развития даже разрыдал

Выступая в парламенте, Монти заявил, что у итальянцев нет выбора и назвал свою программу «Спасение Италии». Постоянно ухудшающаяся ситуация на рынке ценных бумаг страны является сейчас, по мнению многих аналитиков, едва ли не главной угрозой существованию евро. Если правительству Монти не удастся в следующем году рефинансировать огромный внешний долг (по его размеру Италия занимает четвертое место в мире), то придется обращаться за помощью. Однако спасти страну, даже если Евросоюз и МВФ мобилизуют все свои ресурсы, будет крайне трудно. Италию считают в Брюсселе слишком большой, чтобы дать ей обанкротиться и чтобы выручить ее по традиционной схеме, как Грецию, Ирландию и Португалию – то есть путем предоставления кредита.

«Это не вина Европы, итальянцы сами виноваты в таком долге. Нам необходимо всем принести жертвы, но мы очень постарались, чтобы они были справедливыми», – сказал итальянский премьер на пресс-конференции в Риме. Чтобы подсластить горькую пилюлю соотечественникам, он объявил, что отказывается от своего жалованья, как премьерского, так и министерского – Монти не только возглавляет кабинет министров, но и является в нем министром финансов. Весьма немаленькая зарплата членов итальянского правительства всегда была предметом зависти их коллег по ЕС и объектом критики внутри Италии, так что жест получился впечатляющим. Правда, итальянскую публику больше впечатлил не он, а подчиненная Монти, министр социального развития Эльза Форнеро. Она, рассказывая на пресс-конференции об увеличении пенсионного возраста (одна из мер, входящих в пакет экономии), не выдержала и расплакалась. Правительство предлагает увеличить уже с 2018 года возраст выхода на пенсию для женщин до 62 лет, а мужчин – до 66. Синьора Форнеро утверждает, что эта мера необходима, чтобы «избежать всеобщего обнищания». При этом размер пенсий будет зависеть от трудового стажа, а не от зарплаты в момент выхода на пенсию, как сейчас. К тому же большинство социальных выплат не будут привязаны к инфляции.

Кабинет Монти предлагает усилить борьбу с распространенным в Италии уклонением от уплаты налогов, превратившимся для многих итальянцев в нечто вроде национального хобби. Правительство предлагает запретить оплату покупок стоимостью свыше 1000 евро наличными. В случае принятия правительственных мер экономии итальянцам, вернувшим капиталы в результате налоговой амнистии предыдущего кабинета, придется заплатить единовременный налог в 1,5% на вернувшиеся в страну деньги. Не забыл Марио Монти и практически стоящую на месте экономику Италии, без роста которой ни о какой успешной борьбе с кризисом, конечно, не может быть и речи. В программе предусмотрен пакет мер общей стоимостью 10 млрд. евро, направленных на стимулирование ее развития. Особые меры разработаны для борьбы с безработицей среди молодежи, достигшей сейчас 29%. Компании, активно берущие на работу молодых парней и девушек, получат налоговые льготы в размере 2 млрд. евро в год.

Премьер-министр Марио Монти также предлагает продолжить работу по сокращению расходов на регионы и упрощению структуры региональных правительств, увеличить НДС на 2% до 23% и вернуть отмененный теперь уже бывшим премьер-министром Сильвио Берлускони в 2008 году очень непопулярный налог на недвижимость. Если эти меры будут быстро приняты и, что главное, выполнены, то правительство рассчитывает сэкономить в течение 3 лет 30 млрд. евро и выйти в 2013 году на бездефицитный бюджет. Кроме борьбы в парламенте неискушенному в политических интригах премьеру придется иметь дело с противодействием профсоюзов, выступающих против увеличения пенсионного возраста. Сюзанна Камуссо, президент CGIL, крупнейшего профсоюза на Апеннинах, заявила, что новые меры «нанесут очень сильный удар по доходам пенсионеров», а Луиджи Ангелетти, возглавляющий профсоюз UIL, сказал, что в новой программе так много плохих новостей, что часть он уже забыл.

"