Posted 5 июля 2006,, 20:00

Published 5 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Терпеливые соседи

5 июля 2006, 20:00
Жители Приморья сегодня только и обсуждают весть о падении северокорейской ракеты, которое случилось в ночь со вторника на среду. Экологи считают, что можно говорить об опасности заражения российских территориальных вод гептилом – топливом для ракет, очень токсичным даже в микроскопических дозах. Главное, что хотят зн

О том, что северокорейские ракеты упали недалеко от побережья Приморья, здесь узнали вчера днем. В мэрию направились несколько человек, требуя ответа от властей – чем случившееся может угрожать местным жителям. Вице-мэр Александр Костенко, возглавляющий городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям, как мог, успокоил горожан, сказав, что ракеты были учебные, без боезапаса. Экстренное заседание комиссии по ЧС продолжалось недолго. Говорить, собственно, было не о чем. Никто не знал, где именно упали ракеты и что теперь делать. Метеорологи сообщили, что радиационный фон в пределах нормы, пробы воды брать нет смысла – даже если бы ракеты были полны гептилом, до российского побережья за один день он не дойдет.

Тем не менее около 20 горожан пришли к консульству КНДР в Находке. Его охраняют два милиционера. Люди потребовали, чтобы к ним вышли северокорейские дипломаты и объяснили, что происходит. Кто-то громко высказывался, мол, нечего летать над нашей страной. К горожанам никто не вышел, за ограду консульства никого не пустили. Постовые на всякий случай вызвали подкрепление и сообщили об инциденте в местное управление ФСБ. К консульству подъехали несколько нарядов милиции, но никто не пытался разогнать встревоженных горожан. Сами милиционеры всерьез не воспринимали «штурм» консульства. «Ничего особенного, подумаешь, несколько сумасшедших», – комментировали потом стражи порядка происходящее. Митингующие так быстро разошлись, что их не успели сфотографировать даже местные журналисты. Большинство же горожан спокойно отнеслись к падению иностранных ракет в нескольких километрах от своего города.

Во Владивостокском координационно-спасательном центре корреспонденту «НИ» сообщили, что в указанном японскими СМИ районе прошлой ночью находились 7 российских судов. «От капитанов никаких сообщений на этот счет мы не получали, никто не видел, как эти ракеты падали», – сообщил дежурный по центру.

В пресс-службе Тихоокеанского флота сразу отрезали – никаких комментариев со стороны флота не будет.

«Да, мы сообщили командующему, что от прессы поступают просьбы о комментариях, но обращаться надо в Министерство иностранных дел», – сообщил «НИ» начальник пресс-службы Александр Косолапов.

Это не первый случай, когда жители Приморского края – единственного российского региона, граничащего с КНДР, – чувствуют на себе опасность подобного соседства. Весной 2003 года, когда после нападения на Ирак президент Буш «надел» КНДР на «ось зла» и пообещал разобраться с Пхеньяном силой, во Владивостоке стали искать уцелевшие бомбоубежища. Их оказалось не так много, почти все они находятся в нерабочем состоянии, многие сданы в аренду, кое-где размещены склады, игровые залы и мастерские. Прятаться от последствий применения оружия массового поражения практически негде.

Два года назад люди, отдыхавшие в Хасанском районе Приморья, были не на шутку встревожены сообщением о мощном взрыве, воронку от которого диаметром в 2 км разглядели со спутника. Корреспондент «НИ» на себе тогда испытал ужас ожидания проявления лучевой болезни. Взрыв произошел в четверг, но российские СМИ сообщили о произошедшем только в субботу. Между тем в выходные пляжи Хасанского района были забиты отдыхающими. Люди нервно искали у себя признаки лучевой болезни и узнавали у метеорологов уровень радиационного фона. А северокорейские власти оправдывались тем, что подобными методами они создавали котлован для будущей электростанции.

КОММЕНТАРИИ

Александр ШРАМЧЕНКО, генерал-лейтенант, заместитель руководителя Федеральной авианавигационной службы:
– Я, конечно, против подобных запусков ракет, которые будоражат весь мир. С другой стороны, как Северная Корея, так и Япония должны показывать миру, что они способны защитить свои границы.

Владимир ЛИ, директор Центра Азиатско-Тихоокеанского региона Дипломатической академии при МИД РФ, профессор:
– Известие о созыве СБ ООН по вопросу о запусках северокорейских ракет, молчание правительства КНДР – все это вызывает тревогу. В СМИ не раз появлялись сенсационные сообщения на эту тему, которые затем не подтверждались. Поэтому Совет безопасности, в первую очередь, обратится к правительству Северной Кореи за разъяснениями по этому вопросу. Есть международное право, по которому запуски ракет в международное пространство заранее объявляются странами, собирающимися их производить. Обговариваются коридор, район запуска и т.д. Ничего этого не было сделано, значит, это уже представляет собой нарушение международного права, хотя сама КНДР вполне может в целях обороны проводить эти испытания. Если американские, южнокорейские и японские источники правы в своих сообщениях о том, что ракеты отклонились от заданной траектории и упали в Японское море, возникают три очень важных вопроса. Первый: качество электроники; второй: качество горючего; вопрос третий: компетентность специалистов, которые занимаются военными запусками. Возникают только вопросы, ответы на которых пока нет.

Владимир СОТНИКОВ, научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт по нераспространению:
– Запуски северокорейских ракет означают, что Пхеньян фактически вышел из шестистороннего переговорного процесса по ракетно-ядерной проблеме Корейского полуострова (с участием России, США, КНР, Японии, Южной Кореи и КНДР). На днях я беседовал с экспертами Национального университета обороны в США, среди которых бытует мнение, что северокорейцы специально провоцируют Америку на силовые действия. То есть, если раньше Белый дом предпочитал в аналогичной ситуации с Тегераном максимально давить на Иран, а в случае с Пхеньяном периодически одаривать его разными гуманитарными пряниками, теперь ситуация резко ухудшается. Причем на северокорейцев еще как-то может повлиять Пекин, у нас же вообще никаких рычагов давления уже не осталось. И печально, что на запуски северокорейских ракет Россия, которую это событие непосредственно коснулось, отреагировала в числе последних.

Подготовили Алексей АНДРЕЕВ, Ирина РЕБИЗОВА

"