Posted 5 марта 2006,, 21:00

Published 5 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Посол Пакистана в РФ Мустафа Камал Кази

5 марта 2006, 21:00
Редакционную летучку «НИ» посетил Чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Пакистан в России Мустафа Камал КАЗИ. Разговор с г-ном послом получился открытый, не ограниченный рамками сугубо «дипломатической» тематики.

– Когда произносишь слово «Пакистан», многие граждане нашей страны сразу вспоминают о поддержке Исламабадом моджахедов в Афганистане, а современный Пакистан воспринимается как развивающаяся страна с ракетами и ядерным оружием. Насколько адекватно российские СМИ освещают пакистанскую жизнь?

– Прежде всего я хочу сказать, что мы не должны быть заложниками прошлого. Надо налаживать обмены журналистами, чтобы жители Пакистана узнавали о России, а россияне – о Пакистане из первых рук. Желательно также расширить обмен визитами на уровнях парламентариев и бизнесменов. Наши двусторонние отношения должны развиваться независимо от ваших отношений с любой другой страной. Вообще в глобальном плане никогда не являлась продуктивной какая-либо одна точка зрения. В потоке информации необходим плюрализм. В советские времена СМИ вашей страны сыграли определенную положительную роль в освещении ситуации в развивающихся странах.

– Вы сказали о положительной роли советской прессы. Но мы же знаем, как у нас освещались и война в Афганистане, и события в Кашмире.

– Это зависело от мирового окружения и от внутренней политической обстановки вашей страны в то время. Была «холодная война». Тогда российская пресса находилась под государственным контролем. Но сейчас ваша пресса очень интересна.

– Говоря о развитии отношений со странами Южной Азии, наверное, все-таки нельзя игнорировать «индийский фактор»?

– Да, Россия имеет отличные отношения с Индией. Но это не мешает ей иметь отличные отношения и с Пакистаном. Я хотел бы напомнить о том, что в 1966 году при посредничестве тогдашних руководителей вашей страны в Ташкенте состоялась встреча лидеров Индии и Пакистана, эта встреча должна была ослабить конфронтацию между Индией и Пакистаном. Однако длительного мира не получилось. Россия и сегодня может внести свой вклад в улучшение ситуации в Южной Азии. Установлению полноценных добрососедских отношений между Индией и Пакистаном мешает проблема Джамму и Кашмира. Общие друзья Индии и Пакистана могли бы и должны помочь решить эту проблему. Установление гармоничных отношений с Индией – наша мечта. Что касается российско-пакистанских отношений и роли индийского фактора в них, необходимо, чтобы страны смотрели друг на друга своими собственными глазами, а не чьими-либо еще. Чужие очки не нужны. У нас есть совпадение интересов и взглядов по многим региональным и глобальным вопросам. Существует ряд проектов, в которых россияне могут принять участие. Например, в проекте газопровода Иран– Пакистан– Индия или трубопровода из Туркмении в Пакистан, и даже из России в Пакистан. Участие России в проектах инфраструктуры Пакистана ускорит развитие наших экономических отношений. В этом смысле уместно вспомнить о строительстве нового пакистанского порта Гвадар. Он находится в устье Персидского залива – на берегу Аравийского моря. Мы были бы рады, если бы Россия приняла участие в энергетическом и других проектах, которые необходимо осуществить в этом порту. Ведь наша экономика – на марше. Рост ВВП – 8,4%.

– Чему посвящен нынешний визит президента США Джорджа Буша в Пакистан?

– Между Пакистаном и США традиционно существуют тесные узы дружбы и широкого сотрудничества. Визит еще более укрепит эти связи. США наш главный торговый партнер и представляет собой большой рынок для высококачественных тканей и других изделий из Пакистана. Соединенные Штаты являются также одним из главных инвесторов в Пакистане, в ходе визита обсуждалось двустороннее соглашение по инвестициям. В ходе визита обсуждалась роль Пакистана в борьбе терроризмом. США уже занимаются мирной дипломатией, цель которой убедить и Индию, и Пакистан продвигаться к решению спора по Кашмиру. Я уверен, что президента Первеза Мушаррафа крайне заинтересовало обсуждение этого вопроса между президентом Бушем и индийским руководством.

– Недавний скандал вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете вызвал вспышки взаимной ненависти в разных странах. Что вы думаете по этому поводу?

– Такие вещи, как публикация карикатур на пророка Мухаммеда, на святых мировых религий, в будущем тоже будут приводить к несчастьям. Сейчас мы живем в мире, ставшем большой глобальной деревней. Происходящее в одном регионе мира влияет на ситуацию в других уголках земного шара. Поэтому средства массовой информации должны пользоваться свободой слова с большой осторожностью. Мы не можем признать публикацию карикатур на пророка Мухаммеда невинной. Это была намеренная провокация. Конкурс карикатур с изображением пророка Мухаммеда был проведен, и наиболее вызывающие из них опубликованы обдуманно. Эти карикатуры спровоцировали мусульман всего мира на соответствующий ответ. В связи с этим отмечу, что вашу газету выгодно отличает приверженность журналистской этике. Я должен сказать, что чувство ответственности и свобода слова очень тесно связаны. Существует ряд международных конвенций, призывающих к предотвращению разжигания межнациональной и межконфессиональной ненависти. Мы знаем из европейской истории, к каким результатам приводит подобная вражда. Ведь холокост в Европе возник не в вакууме.

– А какие ассоциации может вызвать использование в печати исламских стран, в частности Пакистана, определение «крестоносцы» в отношении американских военных в Ираке?

– Конечно, есть разные точки зрения на войну в Ираке. Даже в Америке многие не принимают оправданий по поводу вторжения в Ирак. Что касается термина «крестоносцы», возможно, некоторые авторы хотят провести историческую аналогию. Так или иначе крестовые походы – это исторический факт, и с этим ничего нельзя поделать. У нас есть собственный горький опыт. Мы были оккупированы и колонизированы Великобританией в течение 150 лет и знаем, насколько это тяжело.

– Пакистан – очень красивая страна, от гималайских красот до пляжей Индийского океана. Как у вас обстоят дела с туризмом, есть ли туристы из России?

– Мы были бы очень рады принять туристов из России. Здесь тоже надо налаживать соответствующую инфраструктуру для обмена информацией. В настоящее время Пакистанские Международные Авиалинии (PIA) осуществляют рейсы из России в Пакистан два раза в неделю. Самолеты переполнены, большинство пассажиров – русские. Но большинство из них сходят по пути – в Дубае. Впрочем, расстояние от Дубая до Карачи или до аэропортов в других пакистанских городах не слишком большое.

– А что делать с бен Ладеном и его людьми?

– Я думаю, что здесь применима концепция просвещенной умеренности, которую предлагает наш президент Первез Мушарраф. В ней предлагается стратегия борьбы с экстремизмом и терроризмом. Что касается военного подхода, то посредством него окончательно решить эту проблему невозможно. Если мы вспомним о Палестине, то там экстремисты используют недовольство израильской оккупацией. Скандал с карикатурами, скандалы вокруг тюрьмы «Абу-Грейб» в Ираке – мы видим, что террористы используют эмоции мусульман в своих целях.

– В Москве участились нападения на иностранцев. Сопровождают ли вас секьюрити при передвижении по российской столице, вообще по России?

– До сих пор я не пользовался услугами секьюрити. Я путешествовал от Москвы до Петербурга, по Золотому кольцу. Когда ездил в Петербург с семьей, сам сидел за рулем, без охраны. В Москве очень люблю ходить пешком. По крайней мере, внутри Садового кольца, по-моему, это безопасно. Я думаю, что насилие против иностранцев, особенно с не очень белым цветом кожи – очень большая проблема, портящая имидж и имя России, ведь у вашей страны есть богатейший опыт взаимодействия между разными культурами. Небольшие группы расистов-экстремистов оказывают наихудшую услугу России. Но я уверен, что это не отражает общего настроения и склада мышления российских граждан.

"