Posted 3 ноября 2004,, 21:00

Published 3 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Над всем Огайо облачное небо…

3 ноября 2004, 21:00
Самые дорогие, самые зрелищные, самые непредсказуемые – так говорили о выборах-2004 до их начала. Вчера, когда Джон Керри признал свое поражение, они просто стали частью истории.В последний месяц в мире голосовали часто как никогда. В Косово и Белоруссии, в Афганистане и на Украине, в Уругвае и Тунисе, в Ботсване и Абх

Они сражались за избирателя

Штат Огайо был провозглашен ключевым задолго до финиша предвыборной гонки. Среди дюжины неопределившихся штатов именно этот, с населением под 10 млн., наполовину аграрный, наполовину индустриальный, сильно пострадавший от экономической политики Буша (безработица) и в то же время бездарно проигранный Гором в предыдущую, 2000 года, кампанию, был провозглашен аналитиками эпицентром выборов. Как четыре года назад Флорида.

На сей раз дело, похоже, не в устаревшем «избирательном оборудовании» – в 2000 году флоридские избиркомы 36 дней вручную перебирали перфорированные бюллетени, пытаясь понять, за Буша или за Гора в них проколоты дырочки. Хотя Огайо процентов на 70 оборудован теми же машинами, что и Флорида, местные «избирательные власти» не уставали подчеркивать: здесь, у Великих озер, иная культура голосования, чем у южан. По выражению Мэттью Дэмшродера, председателя избирательной комиссии графства Франклин, второго по числу избирателей в штате, «мы, северяне, готовы к проблемам и не так спешим в кабинках для голосования».

Беда пришла с другой стороны – оттуда, откуда же и на украинских выборах неделю назад. Голосовать пришли граждане, которые в избирательных списках не значились. Только в отличие от Украины, где таковым отказали от голосования на президентских выборах, здесь им проголосовать дали – в полном соответствии с американским законодательством, которое позволяет в таком случае голосовать по временным бюллетеням. Специфика Огайо, где в последние годы закрылись многие предприятия, в том, что его безработные жители разъезжаются по стране, а под выборы возвращаются голосовать к родным пенатам.

Важное добавление. Отдавая себе отчет в ключевом значении штата, именно к такому поведению подталкивали избирателей-путешественников демократы, понимая, что местные жители в основном контингент Джона Керри. В том же направлении действовала и ассоциация, созданная знаменитым финансистом Джорджем Соросом, под узнаваемым для нас названием «Америка, идущая вместе». Эксперты считают, что во многом ее стараниями в списки избирателей этого штата вписали себя сотни тысяч ранее не голосовавших избирателей. Понимали все это и сторонники Джорджа Буша, которые принялись настаивать на тщательной проверке прав таких избирателей еще до того, как их бюллетени оказались в урнах. А что если под видом уроженцев Огайо в штат понаедут активисты-демократы из тех штатов, где у Керри и так победа в кармане?

В общем, к тому моменту, когда пробушевское телевидение «Фокс Ньюс» объявило вчера на всю Америку, что в Огайо кандидат от республиканцев опередил кандидата от демократов на 100 с лишним тыс. голосов, выяснилось, что заезжие избиратели накидали в урны еще 250 тыс. бюллетеней. Буш уже уверенно говорил о своей победе, как вдруг последовало заявление секретаря штата Огайо Кена Блэкуэлла, кстати, республиканца. Ответственный чиновник предупредил по Си-эн-эн, что в случае, если к моменту окончательного подсчета выяснится, что число временных бюллетеней больше, чем разрыв между кандидатами, он попросит обоих претендентов запастись терпением. Потому что раньше чем через 11 дней подсчет и, разумеется, проверка этих временных бюллетеней начаты не будут. «Мы будем бороться за каждый голос!» – эхом вторил ему кандидат в вице-президенты от демократов Джон Эдвардс на митинге в Бостоне.

После этого голосование в Америке встало. К вечеру, когда Керри признал свое поражение, выяснилось, что заминка вышла только на половину дня.



При таком «счете по выборщикам» Джон Керри признал поражение

Можно ли сплотить Америку?

Наверное, голоса можно было бы считать и пересчитывать дальше. Не в этом штате, так в другом, не в другом, так в третьем. У обеих конкурирующих партий все было готово для затяжной юридической битвы: от активистов с плакатами до самолетов с адвокатами. При всей напряженности и даже абсурдности такого противостояния с точки зрения американцев оно было бы логичным. Объяснение простое: несмотря на то что Керри признал свое поражение в момент, когда счет был 254 выборщика на 252 в пользу Буша, голосование подтвердило тот политический раскол, который существует в Америке последние несколько лет.

Избиратели на выборах 2004-го оказались разделены точно так же, как и на выборах 2000-го, когда большинство пришедших на участки проголосовали за Гора, а Буш все равно победил, потому что набрал больше выборщиков (см. справку) – за счет победы в ключевых штатах. Четыре года назад победителя выбрал Верховный суд. Керри сейчас не пошел на это, но ситуация в принципе не изменилась. Равенство шансов фиксировали предвыборные опросы, которые оценивали разрыв между кандидатами в пределах статистической погрешности. Тот же раскол электората фиксировали и более давние опросы по поводу поддержки американцами политики Буша: половина Америки была им довольна, половина считала, что он ведет страну в неправильном направлении.

Вывод о том, что за четыре года ничего не изменилось, был бы банален, если бы не 11 сентября 2001 года, которое подтолкнуло американцев объединиться вокруг фигуры своего президента. Рейтинг Джорджа Буша, напомним, тогда был под 90%. Памятуя об этом, республиканцы постоянно по ходу кампании пытались сплотить нацию лозунгом борьбы с терроризмом – всякими «оранжевыми угрозами» и предупреждениями о готовящихся терактах. На ту же мельницу лило воду даже внезапное, за считанные часы до выборов, появление на экранах «врага Америки № 1» Усамы бен Ладена. И что же выясняется?

А выясняется простая вещь: борьба с террором не сплотила Соединенные Штаты, во всяком случае, не заставила зажмурить глаза. То, что 87% американцев поддерживали президента Буша после терактов 11 сентября, не заставило их изменить своего мнения о президенте в принципе. Конечно, его антитеррористическая решительность сыграла свою роль в том, что он, судя по всему, одержал победу на выборах-2004. Но это вовсе не значит, что во имя борьбы с терроризмом большинство американских избирателей готовы отказаться от права выбирать президента по прочим соображениям, прежде всего внутриполитического характера. Америка не голосовала как осажденная крепость. Америка голосовала как Америка.

Можно сколько угодно смеяться над тем, что в момент судьбоносного для человечества выбора американцы голосовали не только за Буша или Керри, но еще и по 163 вопросам, которые нам кажутся, мягко выражаясь, второстепенными. Но тем не менее это так: в одних штатах, напомним, решали, запрещать или нет однополые браки, в других – как реорганизовать индустрию азартных игр, в третьих – могут ли охотники на Аляске подманивать пищей медведей, которых они собираются застрелить. Над этим можно смеяться, но, наверное, не стоит. Главный урок этих выборов, который еще подсчитают в процентах и в выборщиках, который еще сформулируют по-научному, в том, что ради победы над терроризмом американские избиратели не отказались от демократии, как бы несерьезно (на наш взгляд) они ее ни понимали.



Выбор после выборов

Теперь, когда есть результат, начнутся рассуждения о деталях. Одной из них наверняка станут нарушения, допущенные в азарте предвыборной гонки в стране, которая учит весь мир демократии. В самом деле, если бы американцы наблюдали за собственными выборами со стороны, то они отметили бы уйму нарушений, как делают это, скажем, в Перу или на Украине. В самом деле, оба кандидата не могли остановиться даже в день голосования: проводили встречи с избирателями, их сторонники рассылали письма, призывающие идти голосовать, взяв с собой друзей и знакомых. Замечены случаи, когда избирательные бюллетени выдавали без предъявления удостоверений личности и т.д. Белорусские наблюдатели, которые готовили «страшную мстю» Америке за разнос референдума о бессрочном президентстве на их родине, надо думать, и вовсе поставили бы вопрос о признании голосования в США недействительным. Но они не доехали: им попросту не дали визы.

И – странное дело – все ведь понимают, что эти избирательные «проказы» сойдут Америке с рук. То есть суды, наверное, будут, но кто, если всерьез, может наказать США? И чем?

В отличие от «впечатлительных демократий» вроде тех, что встали на истинный путь недавно (как мы, Украина, страны Восточной Европы), или тех, что готовы жертвовать принципами во имя, скажем, борьбы с террором, как Израиль или опять же Россия, – словом, в отличие от большей части мира, Соединенные Штаты Америки – демократия самоуверенная. Мир будет жить с тем президентом, которого выбрали в штате Огайо. Он уже прожил четыре года с тем, которого выбрали в штате Флорида. От Джорджа Буша, его команды и его спонсоров опять будут зависеть судьбы мира, это ужасно беспокоит, и для такого беспокойства есть все основания. Нет сомнений, это не лучший вариант. Но и не худший. В конце концов, попробуйте указать ту часть света – те область, департамент, кантон или провинцию – где выбрали бы лучше.

Никто и вправду не может повлиять на Америку, которая может влиять на весь мир. Мы не изменим Штатов, как бы кого-то ни раздражало, что они сверхдержава, а все прочие, вместе взятые, – нет. Лучшее, что можно в таких ситуациях сделать, это не завидовать, а стараться самим стать сильнее.




Америка осталась с Бушем
Избирательный лабиринт

"