Posted 3 июля 2005,, 20:00

Published 3 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Приднестровье на замке

3 июля 2005, 20:00
До конца нынешней недели на границе Приднестровья с Украиной начнут действовать совместные молдавско-украинские пограничные и таможенные пропускные пункты. Об этом в пятницу представители соответствующих служб Кишинева и Киева подписали специальное соглашение. Для приднестровцев это будет означать полную экономическую

Взять под контроль приднестровский участок молдавско-украинской границы (1222 км) официальный Кишинев пытается с 1999 года. Молдавский президент Владимир Воронин называет Приднестровье «черной дырой», через которую идут контрабандные грузы, в том числе оружие и наркотики. В Молдавии даже указываются примерные параметры незаконного оборота – 2 млрд. долларов. В Киеве эту цифру считают завышенной, но тем не менее поддерживают намерение руководства соседней страны навести порядок на своих рубежах. Тем более что с просьбой помочь Молдавии к украинским властям обратился Евросоюз. Более того, ЕС сам примет активное участие в мониторинге проблемного участка границы. Об этом корреспонденту «НИ» сообщил Дмитрий Ткач – посол по особым поручениям МИД Украины, занимающийся вопросами приднестровского урегулирования. По его словам, страны Евросоюза не только пришлют своих экспертов по границе, но и делегируют в регион представителей, которые будут работать с приднестровским населением, особенно с молодежью, с тем, чтобы донести до них все выгоды объединения с Молдавией. Это входит в план демократизации региона, разработанный Украиной и одобренный Молдавией и ОБСЕ. Он, в частности, предполагает проведение (уже нынешней осенью) выборов в верховный совет Приднестровья под присмотром международных наблюдателей. Если это произойдет, то парламент непризнанной республики станет легитимным, и тогда именно с ним, а не с президентом Приднестровья будет вести мирные переговоры кишиневское руководство.

Напомним, что с 1992 года регион живет самостоятельно и не поддерживает с центральными кишиневскими властями никаких отношений. Большая часть Приднестровья, как зона бывших боевых действий, контролируется объединенными миротворческими силами, главная роль в которых принадлежит России. Кроме того, в регионе остаются части бывшей 14-й российской армии, что вызывает раздражение как кишиневских лидеров, так и ЕС и США. Они настаивают, чтобы Россия до конца нынешнего года покинула чужую территорию и выполнила этим стамбульские соглашения ОБСЕ.

Россия уходить не торопится. И объясняет это, во-первых, строптивостью приднестровских властей (Тирасполь блокирует вывоз со своей территории российского военного имущества, в том числе 20 тыс. тонн оружия и боеприпасов), а во-вторых, защитой интересов своих соплеменников и граждан РФ (последних в регионе живет 100 тыс. человек). Такую позицию подтвердил неделю назад в Кишиневе начальник управления межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами администрации президента РФ Модест Колеров. Он отметил, что сегодня интерес России в Молдавии ограничивается интересами российской диаспоры, и не более того. Но все же добавил, что урегулировать приднестровский конфликт по принципу демократизации, как того желают в Кишиневе и Киеве, невозможно, «пока не будет демократизирована сама Молдавия». Это заявление вызвало в молдавской столице скандал: его восприняли как попытку России вмешаться в политические процессы в республике с тем, чтобы отстранить от власти президента Владимира Воронина.

Что касается вынашиваемой Кремлем революции на молдавской земле, то это явный перебор. Тем не менее основания для беспокойства у молдавских политиков есть. Они прежде всего связаны с подвижками Москвы в сторону Приднестровья. Дело в том, что Россия собирается поддержать этот регион в его противостоянии с Молдавией. Председатель верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца сообщил корреспонденту «НИ», что во время своей недавней поездки в Москву получил заверения в помощи. Учитывая то, что Приднестровье не сможет долго продержаться в условиях экономической блокады (там впервые за 13 лет де-факто самостоятельной жизни наблюдаются задержки с выплатой пенсий и зарплат), Москва обещала подбросить региону денег. По информации, полученной «НИ» в правительстве непризнанной республики, гуманитарная помощь, ожидаемая здесь в ближайшее время, может составить 22 млн. долларов. Кроме того, идут переговоры о предоставлении Приднестровью льгот при расчете за российский газ (с нового года Молдавия будет платить за него «Газпрому» по мировым ценам). Но поддержка, обещанная Москвой региону, который давно и безрезультатно мечтает стать субъектом РФ, может быть не только экономической.

В воскресенье в Москве, выступая на международном форуме «Европа: итоги перемен», тот же Колеров заявил, что «проблема признания суверенитета непризнанных республик сегодня самая важная и принципиальная и ее надо решать». Рецепт признания таков: объявить выборы органов власти в них легитимными. Нетрудно предсказать, как отреагируют на новые инициативы Кремля (если г-н Колеров действительно является его рупором, а не излагает собственное видение проблем) в Молдавии и Грузии. Но дело даже не в этом. Москва не один раз обнадеживала расположенные к ней регионы. А затем просто их сдавала. Так было, например, с Аджарией. А в 2000 году Россия поддержала Владимира Воронина, когда он объявил Приднестровью экономическую войну. Если бы не Украина, которая выступила тогда против блокады территории, где живут более 200 тыс. этнических украинцев, примерно половина из которых обладают украинскими паспортами, то местное население давно пошло бы с сумой по миру. Но сегодня ситуация изменилась. С приходом к власти Виктора Ющенко Украина из недружественной страны превратилась для Молдавии в самого ближайшего сторонника, а Россия из друзей зачислена во враги. Теперь Украина пытается надавить на приднестровцев, чтобы заставить их помириться с Молдавией на условиях последней, а Россия в пику Киеву выступает в роли защитника интересов приднестровского народа. Самому Приднестровью, которому по большому счету безразлично, под чьим покровительством оно окажется – украинским или российским, лишь бы не раствориться в Молдавии, ничего не остается, как в очередной раз поверить покровителю. В этой роли на сей раз выступает Россия.

"