Posted 2 ноября 2009,, 21:00

Published 2 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

На волосок от катастрофы

2 ноября 2009, 21:00
Шведское общество в эти дни весьма активно обсуждает неожиданный военно-исторический скандал, названный «политической Хиросимой». Все началось с заявления бывшего замполита советской дизельной подлодки C-363 (бортовой номер 137) Василия Беседина о том, что в 1981 году эта субмарина с ядерным оружием на борту едва не вз

Общаясь со шведскими журналистами, бывший советский замполит откровенно заявил: «На борту нашей субмарины находились торпеды с атомными боеголовками, и мы готовили их к уничтожению. Эффект был бы таким же, как «при Хиросиме». Надо сказать, что интерес к истории, приключившейся с C-363, не случаен – она была единственным подтверждением опасений Стокгольма по поводу нелегальных проникновений в территориальные воды страны неизвестных подводных аппаратов. Это, в свою очередь, привело к гигантским расходам на создание противолодочной обороны и политическим конфликтам с Москвой – вплоть до подачи нот протеста.

Утром 28 октября 1981 года в фиорде, ведущем к главной базе ВМС Швеции в Карлскруне, была обнаружена необычная гостья: севшая на скалы дизельная подлодка с бортовым номером 137. На ее рубке, исключая всякие сомнения в происхождении субмарины, развевался бело-синий флаг с красной звездой. Советский буксир, пытавшийся проникнуть в фиорд и стащить лодку с мели, был отогнан шведской субмариной. «Ошибка в навигации», – сухо сообщил командир «сто тридцать седьмой» Гущин подошедшему шведскому военному катеру. Подняться шведам на борт для досмотра, он, следуя уставу, запретил. Так началась почти недельная драма, едва не закончившаяся масштабным кровопролитием. Шведы не могли поверить, что лодка «просто заблудилась», сумев проскочить среди густых минных полей. Стокгольм решил, что на камнях засел «шпион» или, возможно, «диверсант». На ближайшем к субмарине островке высадилась группа захвата из 50 человек, готовясь выполнить приказ главкома вооруженных сил Швеции Леннарта Льюнга о захвате «эски».

«Мы хотели избежать насилия. Прежде всего через громкоговорители мы собирались призвать экипаж покинуть лодку и не оказывать сопротивления. В случае отказа мы должны были действовать с применением оружия, – рассказывает о давней драме на страницах шведской газеты Svenska Dagbladet командир группы захвата Турбьерн Элминг. – В рубке почти всегда торчал замполит Беседин. Он находился под прицелом снайпера на расстоянии 78 метров. Распоряжение о взрыве он бы не успел отдать, снайпер бы его снял еще до этого». Ситуацию осложняло то обстоятельство, что по данным, которые передали шведам американцы, на борту субмарины, скорее всего, находилось тактическое ядерное оружие.

К счастью, боя удалось избежать. Москва и Стокгольм договорились, что шведам разрешат допросить офицеров субмарины, но сама она досматриваться не будет. После этого подлодку вывели в нейтральные воды. С тех пор за С-363 на Западе закрепилось ироничное название Whisky on the Rocks. Здесь стоит пояснить, что «эски» по классификации НАТО относились к классу Whisky, так что получается игра слов: «Виски на скалах (на льду)» – название популярного коктейля. В нашей стране лодку-неудачницу окрестили «Шведским комсомольцем» по ассоциации с серией кораблей ВМС, носивших «комсомольские» имена.

Новые сведения, сообщенные на днях Василием Бесединым, заставили Швецию содрогнуться задним числом. По словам бывшего замполита, в случае попытки захвата экипаж должен был взорвать лодку. «Приказ о подготовке к уничтожению поступил из штаба Балтфлота. И мы предприняли необходимые шаги в этом направлении», – заявил г-н Беседин в интервью газете Aftonbladet.

Высокопоставленные шведские офицеры, принимавшие участие в «деле подлодки», в том числе главный переговорщик коммендор Карл Андерссон, сомневаются в истинности утверждений Беседина. По их словам, советские инструкции, как и шведские, предписывали в случае угрозы захвата военного корабля в мирное время приведение его в негодное состояние. Это можно было сделать, к примеру, с помощью повреждения гребного вала. «Для выведения лодки из строя не обязательно приносить в жертву экипаж», – говорит Карл Андерссон. Нежелание шведских офицеров, настаивавших на вооруженном решении проблемы «эски», признать правоту Беседина, вполне объяснимо. Ведь если бывший замполит, проживающий сегодня в Балтийске и готовящий, по его словам, книгу или киносценарий о событиях 1981 года, говорит правду, «ястребы» едва не втянули Швецию в войну с Советским Союзом. Они до сих пор с сожалением говорят, что следовало провести вооруженную операцию по захвату субмарины, а не вступать в переговорный процесс с Москвой.

"