Posted 2 апреля 2008,, 20:00

Published 2 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:19

Updated 8 марта, 08:19

Безответное признание

Безответное признание

2 апреля 2008, 20:00
Вчера, в день открытия саммита НАТО в Бухаресте, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что не собирается «плакать в уголке» в случае расширения Североатлантического альянса и «с особым вниманием» отнесется к предложению Госдумы признать независимость Абхазии и Северной Осетии.

Официально МИД не связывает вопрос о членстве Грузии в НАТО и признание независимости Абхазии и Северной Осетии, но сигнал был послан именно в этой связи. Говоря о расширении НАТО, Сергей Лавров заявил вчера, что «это не будет оставлено без ответа. Но реагировать мы будем прагматично, не как маленькие мальчики в школе, которые обиделись на то, что их обижают, хлопнули дверью, убежали из класса, и стали плакать где-то в уголке». В ходе все того же выступления в Госдуме министр заявил, что предложение депутатов признать грузинские республики вызывает «особый интерес» и «будет рассмотрено с учетом всех факторов и самым внимательным образом».

Когда же «НИ» уточнили в МИД, с учетом каких именно факторов будет рассматриваться этот вопрос, в департаменте информации министерства откровенно ответили, что «вам официально на этот вопрос никто не ответит». Это и понятно: напрямую увязывая вопрос расширения НАТО с признанием независимости Абхазии и Осетии, Россия добровольно взяла бы на себя не самые приятные обязательства. Делать этого никто не хочет, поэтому даже менее скованные официальными рамками парламентарии предельно осторожны: «Я бы не увязывал вопрос признания Абхазии и Южной Осетии ни с расширением НАТО, ни с вопросом размещения ПРО в Европе, ни с глобальным потеплением или какими-то то еще внешними факторами, – заявил «НИ» председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, – наши западные партнеры любят учить нас демократическим ценностям и рассказывают, например, что вопрос о провозглашении «государство Косово» должен рассматриваться только в зависимости от воли народа этой республики. У России же совершенно четкая позиция – мы исходим из того, что будет лучше для жителей Северной Осетии и Абхазии. Не думаю, что примешивать сюда какие-то другие вопросы было бы правильным».

Независимые аналитики, как и представители грузинских властей, также призывают не придавать особого значения предупреждениям МИДа: «Кто-то может быть считает, что признание Абхазии и Южной Осетии – это козырь в рукаве России, но в действительности это блеф, – уверен эксперт центра Карнеги Алексей Малашенко, – причем не только сам Лавров, но и лидеры стран-членов НАТО это отлично понимают. Нет ни одного шанса на то, что Россия признает независимость грузинских республик, потому что для Москвы это будет означать целый клубок сложных и совершенно не нужных проблем». Как отметил эксперт в беседе с корреспондентом «НИ», «заявление Лаврова – это такой «ход конем» специально под начало саммита НАТО».

ЕВРОПЕЙСКИЕ СМИ ОЗАБОЧЕНЫ АБХАЗСКИМ ВОПРОСОМ

Абхазский вопрос занял центральное место в ряде европейских изданий. «Сначала – Косово. Теперь – Абхазия?» Политпрогноз под этим заголовком, напечатанный на днях в «Штерне», почти дословно повторяется во «Франкфуртер альгемайне», сразу в нескольких австрийских газетах, в швейцарском «SM» и немецком «Тагесанцайгере». Да и многие другие СМИ вдруг всерьез озаботились возможной перекройкой границ как в Европе, так и от нее поблизости. «Не надо быть пророком, чтобы понять: отделение сербской провинции потянет за собой аналогичные попытки и в провинциях, отколовшихся от Грузии в ходе гражданской войны 1992 года», – констатирует Харальд Нойбер из «Телеполиса».

Он, как и многие другие германские обозреватели, заостряет внимание на том, что «между ситуацией на Балканах и той, что назрела в Абхазии или Южной Осетии, имеется принципиальная разница». Где же именно эта принципиальная разница зарыта, из текущих публикацией выяснить очень непросто. Суждения политэкспертов Австрии, Германии и Швейцарии зачастую базируются не на свежих данных, почерпнутых из самопровозглашенных республик, граничащих с Россией, а из хроники событий в Стране басков или на Кипре.

Правда, наиболее серьезные журналисты пытаются избежать прямых аналогий. Особенно выделяя то обстоятельство, что де- факто та же Абхазия, к примеру, с учетом ее экономических и прочих связей с Москвой, давно уже превратилась в часть РФ. Де- юре же большинство населения там имеют российские паспорта.

При этом почти все немецкоязычные СМИ Евросоюза высказывают опасение, что «очень серьезные, если не катастрофические осложнения» могут возникнуть между Москвой и Тбилиси в случае официального признания Абхазии и Южной Осетии частью РФ.

Сергей ЗОЛОВКИН, Мюнхен – Берлин



В ГРУЗИИ ОТРЕАГИРОВАЛИ НА ЗАЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО МИНИСТРА

В Тбилиси заявление Сергея Лаврова однозначно связывают с саммитом НАТО в Бухаресте, где решается вопрос включения Грузии и Украины в План действий относительно членства (ПДЧ) этих стран в НАТО. Политики и эксперты расценивают выступление российского министра иностранных дел в Госдуме РФ как попытку оказать давление на руководство Грузии.

Госминистр по вопросам реинтеграции Грузии Темур Якобашвили в эфире грузинских телеканалов «Мзе» и «Рустави-2» сказал, что, несмотря на угрозы со стороны России, Грузия с пути интеграции в НАТО не свернет. А по мнению руководителя проектов неправительственной организации Центр развития и сотрудничества Пааты Закареишвили, которым он поделился с «НИ», высказывания министра Лаврова «нацелены также на усиление антинатовского движения в Украине, где часть населения выступает против членства в Североатлантическом блоке. Но в Грузии такие заявления еще больше консолидируют общество».

Председатель комитета по евроинтеграции парламента Грузии Нино Накашидзе в этой связи заметила, что никогда ранее не замечала за главой российской дипломатии такой резкости. Кроме того, вчера грузинские СМИ распространили реакцию помощника госсекретаря США Мэтью Брайза на высказывания Сергея Лаврова. Он заявил, что Россия не член НАТО и у нее нет права накладывать вето на решения альянса, а Грузия «может претендовать на членство в НАТО».

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"