Posted 2 марта 2011,, 21:00

Published 2 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Предчувствие гражданской волны

Предчувствие гражданской волны

2 марта 2011, 21:00
Революции, охватывающие одну за другой страны арабского мира, грозят выйти за пределы Ближнего Востока. Тунисский и египетский примеры оказались заразительными для части населения даже отдаленных от мятежного региона Китая и Индии, не говоря уже о ряде африканских государств и Балканах. Конечно, во всех этих странах со

Бывшие советские республики Закавказья и Средней Азии также не остались в стороне от этой волны. Пока наши южные соседи отнюдь не лидируют в рейтингах тревожных мировых новостей, но, как гласит бедуинская мудрость, «если караван поворачивает на запад, последний верблюд может оказаться первым».

Когда речь заходит о влиянии событий в Тунисе, Египте, Ливии Бахрейне (и далее по списку) на постсоветские республики, первой на ум приходит наиболее бедная из них – Таджикистан. Тем более что по этой стране с особой силой ударил мировой продовольственный кризис. За последние полгода мука там подорожала на 80%, сахар – на 25%, рис – на 23%. Конечно, это вызвало рост социальной напряженности. И как будто специально ко времени, подоспели события в ряде арабских стран, население которых, не желая мириться с подобными же проблемами, послало черные метки правящим режимам. В такой ситуации таджикские власти решили сыграть на опережение и в срочном порядке выбросили на внутренний рынок стратегические запасы мяса, муки и гречки.

Впрочем, в Таджикистане и без арабского примера было неспокойно – учитывая недавний мятеж исламистов на востоке республики. Как рассказал «НИ» житель Душанбе Абдукарим Умаров, бои в Каратегинской долине напомнили ему, как и многим его землякам, о гражданской войне начала 90-х. Тогда молодой человек потерял практически всю семью. Отучившись в вузе, не смог найти работу на родине и решил попытать счастья в РФ. Его стаж трудового мигранта – уже 15 лет, и только так он может прокормить близких. «Пока нас Россия спасает. Но поверьте, народ не будет молчать, когда дети будут голодать», – говорит Абдукарим.

О таких же настроениях рассказал «НИ» известный таджикский политик, лидер исламистов времен гражданской войны Ходжи Акбар Тураджонзода. В начале 90-х он был фактически первым лицом в государстве. По его словам, иногда только путем революции можно добиться смены руководства страны, которое долгое время находилось у власти и бесконечно продлевало себе сроки правления. Что касается памяти о кровавой войне 1990-х годов, то в Таджикистане, по мнению нашего собеседника, уже подросло новое поколение, которое «видит и слышит все, что происходит». «Сравнивают свои возможности с возможностями в других странах. Я не исключаю того, что эта масса людей может потребовать у властей лучших условий для жизни», – отметил политик. «Да, у нас высокий уровень безработицы, но выход дает трудовая миграция», – не согласен с оппозиционером политолог из Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Вафо Ниятбеков.

Заметим, что журнал Time недавно опубликовал список из 10 правителей, которые в ближайшем времени могут быть лишены власти, в него вошел и глава Таджикистана Эмомали Рахмон, находящийся у власти с 1994 года. Как отмечают американские журналисты, он правит страной как собственным феодом.

В том же самом обвиняет главу своего государства грузинская оппозиция, на которую события в арабском мире оказали самое непосредственное воздействие. «Зимой ласточки находятся в Египте и Тунисе, но весной они прилетят к нам, – заявил на днях один из лидеров Грузинской партии Созар Субари. – Если станет нужно, будем себя вести так, как повели себя египетский и тунисский народы. Весной мы должны показать всем, кто мы есть».

В свою очередь экс-кандидат в президенты Леван Гачечиладзе, пригрозил властям, что, если в ближайшее время положение в стране не изменится, «революция неизбежна». Действительно, грузинская оппозиция уже приступила к формированию «Народного собрания», которое в свою очередь создает «комитеты сопротивления в регионах». Лидер «Демократического движения – Единой Грузии», экс-спикер парламента страны Нино Бурджанадзе уверена, что участие в выборах (итоги которых, по ее мнению, все равно сфальсифицируют) уже не имеет смысла. По ее расчетам, до конца года Саакашвили будет смещен.

На драматические события в арабском мире откликнулся и сам Михаил Саакашвили. Выступая в парламенте, он сказал, что после грузинской «революции роз» революции в разных странах мира стали называть в честь растений. Грузия создала «бренд». «В отличие от других революций, которые сегодня очень модны в странах Северной Африки, мы не били даже окон, не говоря о жертвах, и я не хвалюсь тем, что мы стали прообразом революций в Африке», – сказал он. «Мы этот путь уже прошли, мы добились того, чего добиваются народы этих стран», – уверен Саакашвили.

«Бренд», о котором рассуждал президент Грузии, в ближайшее время, возможно, попытается использовать оппозиция в соседней Армении. На недавнем митинге в Ереване, организованном Народной партией, присутствующим раздавались красные карточки – символ недоверия действующим властям. Причем один из ораторов, бывший главный советник президента по вопросам нацбезопасности Ашот Манучарян, заявил, что если у представителей арабского мира «было время раскачивать ситуацию в течение недель, то у нас с вами нет этого времени. Мы должны суметь все сделать в куда более короткий срок».

Вообще, если говорить о «бренде» на «цветные» революции, то на него громче всех в последнее время претендуют политики самой беспокойной, наверное, страны Центральной Азии – Киргизии. Там он называется кетсенизмом (от киргизского «кетсен» – ультимативное требование отставки). Лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев недавно заявил, комментируя события на Арабском Востоке: «Наш кетсенизм приобретает мировой статус и превращается в глобальное явление». Среди простых киргизов такие речи, правда, не слишком популярны. Как сказала «НИ», например, школьная учительница из Бишкека Мейрим Болоева, «в апреле прошлого года мы изгнали Бакиевых, которые расхищали народное богатство, и что поменялось? Практически ничего». По ее мнению, народ устал от революций, но их «продолжение вполне возможно, так как рост цен и реальная угроза голода могут вынудить людей опять пойти на крайние меры».

Независимый бишкекский политолог Талай Сабиров считает, что в Киргизии возможна революция под «зеленым» флагом радикальных исламских течений: «Вы знаете, на юге Кыргызстана очень сильны организации на основе религии. Это и «Хизбут-Тахрир», и «Исламское движение Туркестана». Сейчас они очень эффективно работают с людьми, вербуя разный контингент». В последнее время в Киргизии опять происходят тревожные события – то новые волнения в Оше, то бесчинство молодежных толп в соседнем городке Ноокат, где на прошлой неделе прошел митинг протеста и солидарности с «арабскими братьями», а затем начались грабежи магазинов. Как рассказал «НИ» экс-проректор Дипломатической академии МИД Киргизии Мурат Суюнбаев, «странам Центральной Азии в целом необходимо принимать превентивные меры по предотвращению беспорядков, аналогичных событиям на Ближнем Востоке и в Северной Африке, не в последнюю очередь это касается и нашей страны». «В Центральной Азии есть свои детонаторы, – продолжил эксперт. – Необходимо учитывать, что в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане существует вооруженная оппозиция, кроме того, для нас опасно соседство с Афганистаном. В более обеспеченных Туркменистане и Казахстане ситуация немного другая. У них более благополучная жизнь, но и властям этих стран не стоит расслабляться».

О том, что руководителям Казахстана «не стоит расслабляться», свидетельствует, например, массовая рассылка в последние дни по почтовым ящикам в Алма-Ате листовок под такой шапкой: «ТУНИСЦЫ, ЕГИПТЯНЕ… Кто следующий?». Глава казахстанской экспертной Группы оценки рисков Досым Сатпаев, комментируя «НИ» ситуацию в республике, сказал что время революционных протестов еще не пришло. «Тревожная ситуация может возникнуть, когда встанет вопрос о преемственности власти. Вот в этом году президент Назарбаев, а ему уже 70 лет, будет баллотироваться на новый срок на досрочных выборах. Элиты сплочены вокруг него, и в отличие от той же Ливии здесь вряд ли возможен заговор среди высших чиновников», – считает эксперт.

А вот узбекское руководство в эти дни накачивает мышцы, призывая население заниматься спортом. Ислам Каримов, держащий оппозицию в ежовых рукавицах, предлагает гражданам страны продемонстрировать всему миру «потенциал нации, народа, возрастания его национальной гордости и чести». С таким заявлением бессменный лидер Узбекистана выступил на заседании попечительского совета Фонда развития детского спорта. Надо сказать, что информация о происходящем в арабском мире доходит в Узбекистан по крупицам. Интернет и телевидение жестко контролируются властями. Вместе с тем вырос спрос на спутниковые антенны, особенно после запрета независимого кабельного телеканала «Калмак-ТВ», являвшегося основным транслятором теленовостей из внешнего мира.

Тем не менее очевидно, что ближневосточный ветер перемен докатился и до закрытого узбекского режима, где на днях был принят законопроект «О внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Узбекистан». Согласно поправкам впервые в стране вводится новый, внешне отвечающий демократическим принципам конституционный порядок, когда кандидатура премьер-министра предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в парламенте, или несколькими политическими партиями, получившими равное количество депутатских мест.

Как заметил «НИ» ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, «от волнений на Ближнем Востоке узбекский и туркменский режимы могут выиграть, так как Запад будет все больше заинтересован в их энергоресурсах. К тому же в регионе существует мощная отдушина в виде эмиграции в Россию, куда жителю, скажем, Узбекистана значительно легче уехать, чем арабу сегодня попасть в Европу».

Пекин и Дели тоже волнуются

Два последних воскресенья китайские диссиденты пытались организовать мирные манифестации протеста в Пекине, Шанхае и ряде других крупных китайских городов. Однако власти легко пресекли эти попытки. Причем действовали довольно оригинально – используя не танки, а… поливальные машины. Улицы и площади, где должны были собраться недовольные политикой правительства, поливали водой. Тех же, кто рискнул вымокнуть до нитки, разгоняли стражи порядка, объясняя, что они мешают уборке города. В борьбе с «бунтовщической заразой» китайские цензоры не побоялись даже убрать из Интернета… председателя КНР Ху Цзиньтао. Речь идет о видеоролике, на котором он, путешествуя по Африке в 2006 году, исполняет популярную в КНР песню «Жасмин». Не обошли волнения стороной и демократическую Индию. Такой многочисленной демонстрации, как та, что состоялась около недели назад, в Дели не помнят уже много лет. Более 100 тыс. человек с красными флажками, многие из которых приехали в столицу из других городов, протестовали против высоких цен на продукты питания и безработицы. Выражая солидарность с арабами, индийцы, тем не менее, выдвигали только экономические требования. Ситуация с продовольствием в Индии, третьей экономике Азии, очень тяжелая. Ежемесячный рост цен в прошлом году измерялся двузначными цифрами, составив в декабре 18%.
Сергей МАКСИМОВ

"