Posted 1 августа 2006,, 20:00

Published 1 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Чем это пахнет?

Чем это пахнет?

1 августа 2006, 20:00
На этой неделе Скандинавию захлестнула очередная волна борьбы за чистоту воздуха. Теперь речь идет о необходимости покончить с парфюмерными запахами в общественных местах. В ближайшее время Дания запретит надушенным людям появляться в госучреждениях, а Швеция в первую очередь «очистит воздух» в городских и районных упр

Центральные газеты Дании и Швеции в последнее время часто пишут о том, что треть населения этих стран тяжело реагирует на различные парфюмерные ароматы. «Мы должны следить, чтобы в общественных помещениях никому не стало плохо» – вот лейтмотив этих публикаций.

В скандинавских странах первая схватка за чистоту воздуха была выиграна еще несколько десятилетий назад – когда заводы и фабрики перестали «коптить небо», а транспорт частично перешел на экологически чистое горючее. Следующей победой стал запрет на курение – не только в общественных помещениях, но и вокруг них. Теперь, например, затянуться сигаретой нельзя не только в медучреждениях и школах, но и на улице возле них. Но сейчас, на новом этапе, речь идет уже не о «вони», а как раз наоборот – о самых что ни на есть дорогих и соблазнительных благоуханиях.

«Ароматы в общественных местах – большая проблема. Самые обычные симптомы после общения с надушенными людьми – приступы астмы, усталость, головная боль, тошнота, потеря концентрации, раздражительность и даже кожные высыпания», – заявляет на страницах шведской печати д-р Стивен Нордин – признанный специалист по реакциям человеческого организма на воздействие химических веществ.

Негласно «запаховый контроль» в этих странах уже осуществляется, однако в случаях «преследования ароматами» пострадавшие вынуждены обращаться в суд и долго доказывать свою правоту. Так, например, в Швеции еще несколько лет назад была осуждена женщина, «морившая» своих соседей по лестничной клетке розовым маслом и крепкими французскими дезодорантами-спреями. Запахи несло через общий балкон в квартиру несчастных аллергиков, отвечавших на очередной парфюмерный залп неистовыми приступами кашля. Любительница благоуханий вынуждена была переехать.

Общественный транспорт тоже постепенно становится свободной от запахов зоной. В суд, конечно, пассажиры не обращаются, но всячески демонстрируют свое неприятие бьющих по обонянию ароматов. Обладателю натурального букета душистых лилий посоветуют занять место на задней площадке, а от «носителей одеколонов» будут упорно и демонстративно отстраняться. В каждом автобусе у передней (входной) двери висит табличка: «Аллергикам советуем занять места в начале салона», а это значит, что все пассажиры, выкурившие недавно сигарету, перебравшие накануне спиртного, забывшие выстирать облитую духами блузку или просто опрыскавшие лаком волосы, должны как можно быстрее разместиться «на галерке».

Столь продвинутое экологическое сознание скандинавов приносит им и радости, и большие неудобства, и даже определенные потери. Так, например, в Стокгольме практически невозможно купить букет обычных, а, следовательно, ароматных роз – предлагаемые в магазинах и ларьках цветы будут стойкими, красивыми, но словно восковыми, пахнущими чем-то средним между синтетической зубной щеткой и воздушным шариком. Точно так же «мимикрируют» под среду обитания образцы неживой материи: ополаскиватели, дезодоранты, туалетная вода, дорогие духи. Парфюмеры мучаются над созданием образцов абстрактных и практически неощутимых «струй свежести», «намеков на утро в лесу» и «воспоминаний о морском бризе». Однако и Дания, и Швеция вынуждены идти на дальнейшее ужесточение законов – ведь во многих случаях лишь государство может защитить своих страждущих граждан, а неприятие крепких запахов уже стало национальной болезнью.

"