Posted 1 августа 2005,, 20:00

Published 1 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Узбекистан прощается с американцами

Узбекистан прощается с американцами

1 августа 2005, 20:00
Вчера Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил о прекращении финансирования «любых проектов в государственном секторе Узбекистана». При этом в качестве причин были названы нарушения в области прав человека и отсутствие прогресса в политической жизни узбекского общества. И вот совпадение: заявление о сан

Узбекские руководители дважды за минувший месяц указывали на дверь американским военным. Первый раз это было сделано во время саммита ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) в Астане. Но тогда приглашение на выход звучало, скорее, как просьба, а не как ультиматум: Пентагону предлагалось подумать и назвать точные сроки эвакуации базы «Карши-Ханабад». Обоснование было таким: антитеррористическая операция в Афганистане, под которую, собственно, узбеки и предоставили свой аэродром американцам, себя исчерпала, а потому и гостям в Узбекистане пришла пора и честь знать. Заявление же, прозвучавшее в Астане в воскресенье, мирным никак не назовешь. В ноте, переданной посольству США в Узбекистане, было четко указано – 180 дней на сборы, после чего американские летчики вместе с технической обслугой могут быть объявлены на территории страны пребывания персонами нон-грата. Узбеков явно понесло. А причиной такого, не по-восточному прямого и вызывающего поведения послужили события в соседней с Узбекистаном стране – Киргизии.

Дело в том, что на киргизском юге с мая, когда в узбекском городе Андижан произошли кровавые столкновения населения с милицией, проживали беженцы – из числа тех, кто оказался участником трагических событий. Их было больше 400 человек, они ютились в палатках и просили всех, кого можно, не отправлять их домой, потому что там их ждет расправа. 15 узбеков поместили в тюрьму города Ош, поскольку у них было уголовное прошлое. На прошлой неделе, с подачи администрации президента США, обитателей палаточного городка перевезли в Европу, ООН предоставила им статус беженцев. Вот тогда и в Бишкеке разразились нотами протеста, в которых утверждается, что беженцы были переправлены в третьи страны в нарушение международных норм.

А дальше – больше. Статус беженцев поначалу распространялся и на тех, кто сидит в СИЗО. И в Бишкеке как бы соглашались с тем, что надо и этих людей отпустить на свободу. Но вчера в генеральной прокуратуре Киргизии заявили, что освобождать заключенных эта страна не будет. Более того, Киргизия собирается экстрадировать их на родину. Заместитель генерального прокурора Киргизии Нурман Джееналиев сказал «НИ», что 3 из 15 узбеков, находящихся на «пересидке» в Оше, обвиняются в убийстве прокурора Андижана, и тому есть доказательства. С ними познакомился представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев и теперь, по словам Джееналиева, у этих лиц нет иммунитета – статус беженцев у них отобран. Кроме того, заметил «НИ» зам. прокурора, еще один из этой «уголовной группы» – Якуб Ташпоев – накануне событий в Андижане был осужден на 14 лет за причастность к наркоперевозкам, но во время майских событий бежал из камеры. Киргизские силовики считают, что преступники должны сидеть в тюрьме, а не прятаться под вывеской диссидентов. Но киргизские правозащитники думают иначе.

Они обратились вчера к президенту Курманбеку Бакиеву с просьбой взять на себя решение и ни в коем случае не выдавать «несчастных» узбекским властям. Это поставило Бакиева в сложное положение. После того как он, несмотря на договоренность с Исламом Каримовым, продлил срок пребывания в Киргизии американской военной базы и отказался выдать соседям беженцев, отношения Бишкека и Ташкента оказались основательно подпорченными. И Курманбеку Бакиеву просто необходимо было предпринять шаг, который бы как-то разрядил ситуацию. Здесь как нельзя кстати пришлись 15 ошских заключенных. Их и решено было выдать узбекским правоохранительным органам. Но тут вмешались правозащитники. И спокойная жизнь Бакиева, к тому же накануне инаугурации, закончилась. Теперь и киргизы, и узбеки, как, впрочем, и американцы, ждут от него вердикта. Но беда в том, что какое бы решение он ни принял, все равно окажется в проигрыше и обязательно кому-то не угодит.




Ташкент дал срок Пентагону

"