Posted 1 июля 2012,, 20:00

Published 1 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:30

Updated 8 марта, 05:30

«Хребет» приблизился к «голове»

«Хребет» приблизился к «голове»

1 июля 2012, 20:00
В Грузии произошла неожиданная кадровая перестановка. Вано Мерабишвили, руководивший МВД страны с 2004 года, стал вторым человеком в государстве, заняв пост премьер-министра. Грузинские СМИ и эксперты трактуют это кадровое решение по-разному, но большинство комментаторов сходятся в одном: назначение Мерабишвили связано

Неожиданное назначение произошло в минувшую субботу, уже после того, как парламент в пятницу, 29 июня, завершил последнюю официальную весеннюю сессию. Объявляя о своем решении, президент Михаил Саакашвили подчеркнул, что «Мерабишвили сумел создать из полиции, которая была полностью дискредитирована, совершенно новую структуру и новые механизмы». Он выразил надежду, что Мерабишвили справится с безработицей так же успешно, как с коррупцией. Уже известно, что глава кабинета представит новую программу правительства и его новый состав сегодня, в понедельник. По неофициальной информации, на вакантное место главы внутренних дел страны могут претендовать министр обороны Бачо Ахалая и министр образования Дмитрий Шашкин. Уже экс-премьеру Нике Гилаури предложен пост руководителя правительственного партнерского фонда.

Что означает этот кадровый ход для страны? В грузинских СМИ появилось множество отличных друг от друга мнений на этот счет. Представители правящего «Единого национального движения» карьерное повышение Мерабишвили приветствуют и считают логичным: экс-глава МВД, по их мнению, прекрасно зарекомендовал себя как автор коренной полицейской реформы, как борец с коррупцией и как хороший менеджер.

Политолог Сосо Цинцадзе разглядел в этом назначении «контуры будущего первого лица страны». Не секрет, что Мерабишвили считается одним из самых лояльных президенту чиновников. Саакашвили даже как-то назвал его «хребтом страны». А на следующий год после парламентских выборов предстоят выборы президента (их точная дата пока не названа). За ними вступит в действие политическая реформа, которая резко усилит полномочия премьер-министра. Цинцадзе считает, что парламентские выборы покажут, какая функция будет возложена на Мерабишвили. В случае если «Единое национальное движение» сохранит большинство в парламенте, не исключено, что в 2013 году произойдет хорошо известная россиянам политическая рокировка: Саакашвили станет премьером, а «хребет страны» выставит свою кандидатуру на президентский пост.

Представители оппозиции в целом отнеслись к назначению Мерабишвили негативно. В частности, лидер «Христианско-демократического движения» Георгий Таргамадзе заявил, что это кадровое решение подтвердило факт строительства в стране модели государственного управления, ориентированной на сохранение власти. Один из лидеров «Грузинской мечты» от Республиканской партии Тинатин Хидашели назвала назначение премьером главного полицейского ярким свидетельством того, что «мы живем в полицейском государстве».

Отличную от многих оценку дает политолог Рамаз Сакаврелидзе. В интервью агентству GHN он предположил, что освобождение Мерабишвили с поста главы МВД связано с недоверием к нему. «Были слухи о том, что президент требовал разгона оппозиции, и Мерабишвили отказался. Возможно, это и есть причина», – считает он. По его словам, премьер – это фактически «помощник президента, в чье ведение не входят силовые министры».

"