Posted 30 ноября 2005,, 21:00

Published 30 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Министр иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарт Токаев

Министр иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарт Токаев

30 ноября 2005, 21:00
В Казахстане 4 декабря пройдут президентские выборы. О ситуации в своей стране и последних интеграционных инициативах бывших советских республик в интервью «Новым Известиям» рассказал министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт ТОКАЕВ, посетивший Москву в связи с совещанием глав МИД стран – членов Организации догов

– Одна из центральных задач ОДКБ – борьба с международным терроризмом. А что вы думаете о роли международного фактора в революционных переменах, охвативших недавно несколько стран СНГ, и может ли это отразиться на ситуации в Казахстане?

– На мой взгляд, серьезные политические перемены в некоторых государствах СНГ, названные «цветными революциями», вызваны, прежде всего, конкретными социально-экономическими кризисами. Мы не являемся сторонниками концепции «экспорта революции». При этом я бы выделил слабость и неадекватное восприятие действительности прежней властью в таких странах, как Грузия и Украина. Я понял ваш намек на то, возможна ли «цветная революция» в Казахстане. С абсолютной уверенностью могу заявить, что Казахстану «цветная» или какая-нибудь иная революция не грозит.

– Чем вы это объясните?

– У нас иная социально-экономическая ситуация. Кроме того, мы действительно стремимся к демократизации нашего общества. После парламентских выборов 2004 года мы приняли критические рекомендации ОБСЕ, пошли на некоторые изменения в проведении выборных процессов. И ничего от этого не потеряли, ведь гибкость – признак силы. Причем на нынешних выборах в качестве наблюдателей будут присутствовать разные международные структуры и представители разных стран, не только европейских. Будут и наблюдатели от СНГ, включая, конечно, россиян. Хочу отметить экономические успехи, влияющие на качество жизни в нашей стране.

Взять хотя бы тот факт, что Казахстан выходит на первое место в СНГ по объему иностранных инвестиций на душу населения, а согласно последним международным рейтингам мы постепенно приближаемся к пятидесятке ведущих стран по уровню конкурентоспособности экономики. Можно привести немало подобных примеров. Лучшей же гарантией политической стабильности станут открытые и честные выборы.

– Вам не кажется, что в борьбе с терроризмом ОДКБ во многом дублирует Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС)?

– Нет. ОДКБ, в отличие от ШОС, – военно-политическая структура, призванная сыграть свою роль в борьбе против терроризма, в частности, против организаций, действующих под исламскими лозунгами. Публикации, в которых роль ШОС сводится к военной составляющей, стали появляться в связи с мощным военным потенциалом Китая. Но дело обстоит иначе. ШОС – это универсальная организация, разрабатывающая программы экономического сотрудничества стран-участниц, со своим деловым советом, инвестиционным фондом. Кроме того, состав стран–участниц двух организаций существенно разнится. Напомню, что в ОДКБ входят 6 государств: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан.

– Кстати, о странах-участницах. Один из основателей ШОС – Китай. В качестве наблюдателей в нее приняты Индия, Пакистан, Иран. Не приведет ли сближение с этими государствами к осложнениям с западными партнерами?

– Этого пока не наблюдается. Очевидно, что интерес к ШОС на Западе в последнее время заметно усилился. Во время моего недавнего визита в США одним из первых вопросов, который мне задали американцы, был как раз вопрос о ШОС. Кстати, помимо упомянутых вами стран, наблюдателем в Шанхайской организации является и Монголия, что имеет особое значение для Казахстана. Сам факт роста числа наблюдателей в ШОС говорит о привлекательности этой организации для азиатских стран.

– Казахстан – активный участник проекта Единого экономического пространства (ЕЭП), наряду с Россией и Белоруссией. Как вы оцениваете перспективы ЕЭП, учитывая «особую позицию» Украины в этом вопросе?

– Мы не драматизируем ситуацию. Со вступлением в ЕЭП Украина никоим образом не лишится своей независимости, так же как никто не отнимет независимость у Казахстана. Понимая это, украинское руководство все больше склоняется к позитивной оценке ЕЭП, к тому, чтобы внести свой вклад в наращивание потенциала этого проекта. Ведь украинский народ ожидает реальных результатов от экономической политики власти.

– В своих дипломатических очерках «Преодоление» вы с теплотой вспоминаете годы работы в советском МИД, рассказываете о давних коллегах. Что из наследия той эпохи применимо сегодня и с кем из старых друзей вы сохранили прежние отношения?

– Самое ценное из того, что досталось нам от советской внешней политики, – тщательный анализ событий в мире и тенденций мирового развития, высокий уровень аналитических выкладок. Другое дело, что не всегда эта работа находила реальное применение, учитывая громадную бюрократическую машину. Во всяком случае, мы можем говорить о советской школе дипломатии с тем же правом, как и об англо-саксонской, японской и т.д. Конечно, учитывая идеологические и политические реалии СССР, многое из советского багажа сегодня потеряло практическую значимость. Что касается старых друзей… У меня сохранились самые теплые отношения с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, с которым вместе когда-то, чего скрывать, занимались комсомольской работой, нынешним представителем России в ООН Андреем Денисовым, замминистра иностранных дел Григорием Карасиным, авторитетным востоковедом и индологом Александром Кадакиным, работающим, правда, ныне на европейском направлении, с послом России в Китае Сергеем Разовым. Вообще со многими коллегами по давней работе в МИД я поддерживаю дружеские контакты.

– Изменились ли с тех пор Москва и ее жители?

– Сегодня мне трудно судить об этом, поскольку последнее время Москву я вижу главным образом из окна автомобиля. Во всяком случае, российская столица уже не та, которую мы видели в советское время и в начале 1990-х. Москва просто расцвела. Ее можно внести в первый ряд красивейших городов мира – наряду с Парижем, Римом, Нью-Йорком, Веной. Существует, правда, такое неприятное явление, как рост ксенофобии, нападения на иностранцев. Хочется думать, что это все-таки единичные случаи, не отражающие общих настроений москвичей.

– А в московских театрах бываете?

– В прошлом мне удавалось выкроить время для театральной программы. Люблю Большой театр, «Современник». В этот раз меня приглашали на вечер Владимира Спивакова, но просто не успеваю.

"