Posted 30 января 2005,, 21:00

Published 30 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Судьба Марата

Судьба Марата

30 января 2005, 21:00
Вчера в финальном матче первого в сезоне турнира «Большого шлема» – Открытого чемпионата Австралии россиянин Марат Сафин выиграл у хозяина корта Ллейтона Хьюитта и завоевал главный трофей. Победа пришла к нашему теннисисту с третьего захода. Дважды – в 2002 и 2004 годах – он останавливался в одном шаге от титула.

За день до своего триумфа в Мельбурне Марат Сафин произнес: «Я верю в судьбу и думаю, что все происшедшие в моей жизни события должны были случиться. Как бы я ни старался их избежать. В том числе и два поражения в финалах Australian Open». Как вы думаете, чем Сафин по логике должен был закончить эту мысль? Хорошо подошло бы, к примеру, такое резюме: «Как бы ни закончился мой третий финал, это будет справедливо. На все воля божья». Или, учитывая то, что Марат из мусульманской семьи, воля Аллаха. Ну или еще что-нибудь такое, в духе фатализма. Но ничего подобного Сафин не сказал. Он заявил буквально следующее: «Я буду дураком, если упущу и третью возможность выиграть этот титул». И действительно, фаталисты ничего не способны достичь в спорте по определению. Милостей от кого бы то ни было здесь не дождешься. Здесь их надо брать самому.

Имя Марата Сафина прогремело на весь мир в 2000 году. Тогда он в двадцатилетнем возрасте выиграл свой первый турнир «Большого шлема» – Открытый чемпионат США, разгромив в финале величайшего, по мнению многих, теннисиста всех времен и народов Пита Сампраса. В том году Сафин стал победителем еще шести соревнований – больше тогда не сумел выиграть никто. Марат успел побывать и первой ракеткой мира, но по итогам года этот титул достался бразильцу Густаво Куэртену. Достался во многом благодаря стечению обстоятельств. Сафин неудачно выступил в итоговом турнире сезона в Лиссабоне, чему вначале никто особо не расстроился. Ведь Куэртену, чтобы отобрать корону у Марата, надо было выиграть весь турнир, что казалось невероятным. Однако Гуга совершил чудо, обыграв и Андре Агасси, и Пита Сампраса. Сафин остался на втором месте, отстав на мизерные 15 очков. Никто не сомневался, что уже в следующем году наш теннисист прочно обоснуется на вершине. Но этого не произошло. Свалившаяся на плечи Марата слава сыграла с ним дурную шутку – испытание медными трубами он не прошел. Можно сколько угодно говорить, что у последующих неудач Сафина были объективные причины. Травма спины весной 2001 года. Травма колена тем же летом. Травмы плеча и кисти в 2003 году. Все это было. Но разговоров о его прохладном отношении к тренировкам, о том, как он «зажигал» на вечеринках и в клубах, о целом гареме из блондинок было куда больше. Пусть и не все из этого являлось правдой, главное все равно отрицать бесполезно – последние четыре года для Марата стали годами упущенных возможностей. Умалять достижений Сафина, впрочем, никто тоже не собирается – была и победа сборной России в Кубке Дэвиса-2002, достигнутая во многом благодаря Марату, и два выхода в финал Открытого первенства Австралии, да и 13 выигранных титулов АТР тоже говорят о многом. Но теннисному потенциалу Марата соответствуют не 13 титулов и один победный турнир «Большого шлема» за 5 лет. Он должен был выиграть как минимум втрое больше. Сколько раз после очередного относительного взлета Сафина все с надеждой говорили: «Может, теперь возьмется за ум?» И очень скоро снова безнадежно махали рукой.

Что ж, человеческая натура такова, что всегда хочется верить в лучшее. Особенно после нынешнего выступления Марата на его любимом (он неоднократно говорил, что именно так и есть) турнире. Сафин в очередной раз продемонстрировал, что при правильном подходе к делу равным ему в мире может считаться только швейцарец Роджер Федерер. Именно полуфинальный матч с этим соперником, собственно, и был для Сафина в Мельбурне решающим. После того как Марат вышел из этой битвы победителем, стало ясно – ни американец Энди Роддик, ни австралиец Ллейтон Хьюитт, если наш теннисист будет играть на том же уровне, ему не конкуренты. Правда, после того как в другом полуфинале верх сумел взять Хьюитт, стало чуть-чуть тревожно. Ведь Ллейтон никогда не добивался на домашнем турнире приличных результатов, поэтому для него финал тоже был шансом реабилитироваться за упущенные в предыдущие годы возможности. С началом финала тревога усилилась: Сафин никак не мог нащупать свою игру, и австралиец легко выиграл первую партию. Но затем все встало на свои места. Марат вышел на свой обычный для этого турнира запредельный уровень, после чего сопротивление Хьюитта оказалось тщетным.

Итак, что ждать от Марата в нынешнем сезоне? Главное для него, как мне кажется, – избежать провалов в течение ближайших двух-трех месяцев. Ведь Сафин создает хороший январский плацдарм уже не первый раз – нынешний старт так вообще великолепный. Но затем наш теннисист неизменно рубил все начинания на корню, после чего концовку сезона он просто вымучивал, пытаясь наверстать упущенное. Сейчас вся страна, да и весь мир – в восторге от игры Марата. Но забывать о том, что Сафин может быть и другим – бессильным и безвольным, в конце концов, он был таким всего четыре недели назад в той же Австралии, когда проигрывал матч за матчем на Кубке Хопмана, никак нельзя. И в первую очередь нельзя об этом забывать самому Марату. Только тогда его обещание оказать в нынешнем сезоне серьезную конкуренцию Федереру будет чего-то стоить.

В завершение – о том, чем закончился Открытый чемпионат Австралии в других видах программы. В женском турнире сильнейшей стала американка Серена Уильямс, которая в полуфинале, напомним, едва унесла ноги от нашей Марии Шараповой, отыграв три матч-бола. Уильямс-младшая выглядела явно сильнее своей соотечественницы Линдсэй Дэвенпорт, хотя один сет ей все-таки уступила. Проиграла Дэвенпорт и еще один финальный матч вместе с Кориной Морариу нашей Светлане Кузнецовой и австралийке Алисии Молик. В мужском парном разряде чемпионами стали зимбабвийцы Кевин Ульетт и Уэйн Блэк, которые обыграли известнейших американцев – Боба Брайана и Майка Брайана. Мог Ульетт выиграть и второй титул – в миксте. Но он и южноафриканка Лизель Хубер уступили австралийцам Скотту Дрэйперу и Саманте Стосур.

"