Posted 22 декабря 2004,, 21:00

Published 22 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Реваз Чомахидзе

Реваз Чомахидзе

22 декабря 2004, 21:00
Он действительно может так утверждать. На счету Реваза есть победа на чемпионате мира, медали Олимпийских игр в Сиднее и Афинах. Команды, где играет Чомахидзе, почти всегда выигрывают. Вот и подмосковный «Штурм-2002», за который он сейчас выступает, пока идет без поражений и в чемпионате России, и в Евролиге. «Новые Из

– Реваз, каким ветром вас занесло в Чехов?

– Устал я от заграницы. Захотелось поиграть в России, с друзьями. И тут поступило предложение от «Штурма». Хорошее предложение. Как оказалось, в Чехове отличные условия для тренировок. Пожалуй, одни из лучших в Европе. Да и ребят, которые играют здесь, знаю давно. Вот и решился на переезд, о чем ничуть не жалею.

– Не страшно было? Все-таки «Штурм-2002» – клуб молодой, существует всего третий год, не то что «Динамо» или волгоградский «Спартак-ЛУКойл».

– Да уж, в России сейчас трудно начинать дело с нуля, тем более в таком нераскрученном виде спорта, как водное поло. Но я давно знаком с людьми, которые работают в «Штурме», и, поговорив с ними, понял, что все здесь будет нормально.

– Реально ли вашей молодой команде отобрать чемпионский титул у «Спартака-ЛУКойла», особенно после двух неудачных попыток?

– Сделать это нам будет очень трудно, но я не сомневаюсь, что у «Штурма» есть все шансы выиграть в нынешнем сезоне золотые медали.

– Потому что в «Штурме» играет Чомахидзе, лучший игрок Европы? Кстати, вы согласны с таким утверждением?

– Не буду скромничать – согласен. Да и не сам же я себя лучшим назначил. В прошлом году в Будапеште проходила церемония награждения лучших ватерполистов континента. Там мне и вручили приз как лучшему игроку. Что-то типа футбольного «Золотого мяча».

– Жаль только, что далеко не все об этом знают. Вам не обидно, что водное поло не пользуется такой популярностью, как футбол или хоккей, а за вами не бегают толпы поклонников, как за Бекхэмом или Ягром?

– Я слишком дорожу своей личной жизнью, так что по мне даже лучше, что на улицах не узнают. Что же касается небольшой популярности водного поло, то так дела обстоят не только в России. Наш вид спорта нравится немногим, и массовым его никак не назовешь. Я бы даже сказал, что водное поло – клубный вид спорта. Вроде гольфа. Только гольф находится на верхней ступеньке этой классификации, а мы – пониже.

– Вы девять лет отыграли за границей. Тяжело вам было в шкуре легионера?

– Я уехал из Грузии в 93-м году, когда там начались большие проблемы. Мне тогда исполнилось 19 лет, я был молод и неопытен. В Италии, куда я отправился, поначалу все складывалось непросто. Оно и понятно, чужая страна, незнакомые люди, непонятный образ жизни. Я волновался, переживал и конфликтовал в команде со всеми подряд. И все же переборол себя, успокоился и в итоге совсем неплохо отыграл во Флоренции целых четыре года, после чего на время перебрался в Москву, в «Динамо», с которым добился больших успехов. Мы тогда победили в чемпионате России, а в Европе выиграли Кубок кубков. Кстати, в ту пору я не только играл, но и учился.

– Наверное, в институте физкультуры?

– В Дипломатической академии.

– Ничего себе! Как же вы туда попали?

– Захотел получить второе высшее образование. Еще в Тбилиси я получил экономическое образование. Но это было все не слишком серьезно, и потому я решил продолжить учебу. Экономика меня всегда интересовала, и я поступил сначала в МГИМО, а через год перевелся в Дипломатическую академию, где изучал экономическую дипломатию.

– Серьезная учеба и большой спорт трудно совместимы. Наверное, преподаватели старались облегчить вам жизнь?

– Вовсе нет. Я действительно хорошо учился, каждый день ходил на лекции. У меня были очень хорошие преподаватели. Да еще в то время, в конце 90-х, в стране бушевали экономические страсти, и нас учили на живых примерах. Кстати, ради занятий в академии я порой пропускал вечерние тренировки и даже иногда не ездил на сборы. Но все это было обговорено в контракте с «Динамо».

– После завершения спортивной карьеры пойдете трудиться по специальности?

– Я бы с удовольствием, и если будет возможность поработать в сфере экономики, то обязательно ею воспользуюсь.

– И когда же вы собираетесь распрощаться с большим спортом?

– Надеюсь, что до следующей Олимпиады я продержусь. Правда, одно время хотел через пару лет закончить, но потом передумал. Главное, что у меня есть желание играть. Будем надеяться, что и здоровье позволит. К тому же я очень хотел выиграть олимпийское «золото» в Афинах, но мы стали только третьими. Так что придется выступать до Пекина и постараться там выиграть чемпионский титул.

– Что помешало победить в Греции?

– Как обычно – мелочи. Нам не хватило совсем чуть-чуть. Я, к примеру, не играл в полуфинале из-за того, что в предыдущем матче заработал три предупреждения и удаление до конца встречи. Что автоматически влечет за собой дисквалификацию на одну игру. Не буду сейчас ничего говорить о судействе. Важно лишь то, что меня в полуфинале не было, а Россия проиграла. Обидно ужасно. Ведь у нас были шансы на победу, к решающим матчам мы набрали отличную форму, и тут такая осечка.

– Ваше игровое амплуа – центральный нападающий, или, говоря на языке водного поло, «столб». Вы постоянно находитесь в гуще событий и под плотной опекой соперников. Каково это, постоянно играть под прессингом?

– Очень тяжело. Как только начинается игра, ко мне сразу же подплывает один из соперников, цель которого любыми способами не дать мне развернуться. И чем серьезнее турнир, тем безжалостнее борьба. Я давно уже привык не жалеть ни себя, ни соперника. Да, тяжело, но это такой адреналин! Ты испытываешь потрясающие чувства, когда борешься с сильным противником, выкладываешься на сто процентов и побеждаешь.

– В водном поло, особенно под водой, игроки нередко применяют запрещенные приемы. Вы отвечаете грубиянам тем же?

– Все зависит от конкретной ситуации. Во время серьезной игры главное – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Правда, бывают моменты, когда можно дать себе волю. Но по большому счету настоящий профессионал такого удовольствия себе позволить не может. Ведь невозможно хорошо делать два дела – играть и бодаться с соперником. Нужно выбирать что-то одно, решить, что для команды важнее – победа в матче или разборки с нарушителями. По молодости я себя порой не контролировал и старался ответить на грубость. Но теперь держу себя в руках и стараюсь работать, несмотря ни на что.




Взять Европу «Штурмом»

"