Posted 22 января 2004,, 21:00

Published 22 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Олег Васильев

Олег Васильев

22 января 2004, 21:00
Мир фигурного катания замер в ожидании чемпионатов Европы и мира. До Олимпийских игр в Турине еще два года, но авторитет спортсменам необходимо зарабатывать уже сейчас. Фактически с континентального первенства в Будапеште, которое стартует 2 февраля, для фигуристов начнется очередной олимпийский цикл. Ученики Олега Вас

– Получается, что подготовка к Олимпиаде уже началась?

– Фактически это так. Работы предстоит очень много. Перед чемпионатом страны в Питере подготовили новую произвольную программу на музыку норвежского композитора Эдварда Мартена, но полностью откатать ее не смогли. Помешала травма Татьяны. Однако радует, что зрители новинку приняли хорошо. Теперь предстоит на чемпионате Европы в Будапеште ее отработать, чтобы, как говорится, от зубов отскакивала.

– Вы ставите перед ребятами задачу выиграть европейское первенство?

– Побеждать, конечно, нужно, но на данный момент это не так важно, как отработать произвольную программу. К первому месту мы будем стремиться на мировом первенстве в Дортмунде.

– Необычно поздно в этом сезоне вы демонстрируете новые наработки.

– Я не хотел, чтобы ребята катали эту программу на этапах «Гран-при», так как там действовала новая система судейства. К ней необходимо привыкнуть, а делать это проще со старым багажом.

– Новая система вам нравится?

– Трудно сказать – нравится или нет. Новая система более конкретна. Можно легко определить, в каких компонентах соперники друг друга превосходят. Четко очерчены рамки, за которые спортсмены не имеют права выходить. Это довольно удобно, но нужно привыкать.

– Проигрыш Евгения Плющенко в финале «Гран-при», на ваш взгляд, конфуз или логичное событие?

– Опять же все дело в новой системе судейства. В Колорадо-Спрингс Женя выступил великолепно, и всем понятно, что лучше его сейчас на планете фигуриста нет и вряд ли таковой в ближайшее время появится. Но проблема в том, что Плющенко зашел за рамки правил, выполнил лишние элементы и проиграл. Если я поеду по городу на скорости 100 километров в час, то это будет быстрее, чем 60, но до первого «гаишника», который меня остановит и оштрафует.

– Получается, что система судейства тормозит развитие фигурного катания.

– На самом деле и в таких рамках есть куда развиваться. Надо оттачивать выполнение разрешенных элементов, прогрессировать в артистизме и так далее.

– Вернемся к вашей паре. Кто будет ее основным конкурентом в олимпийском цикле?

– Надеюсь, подтянутся Алексей Тихонов с Марией Петровой. Кроме конкуренции, это даст нам и моральную поддержку. Будем чувствовать, что мы не одни. Стоит внимательно последить за учениками Тамары Москвиной Юлией Обертас и Сергеем Славновым. Но самая большая опасность, конечно, исходит от китайских фигуристов. В прошлом году с ними недолго поработала наш великий тренер Татьяна Тарасова, и они преобразились, как будто к ним прикоснулись волшебной палочкой. Парадокс, но в финале «Гран-при» мы выиграли у китайцев в техническом плане и проиграли в артистизме. Еще пять лет назад они были просто машинами по выполнению различных элементов, а теперь уже нам следует тянуться к их уровню.

– Что за травму Тотьмянина получила на чемпионате России?

– На одной из тренировок перед турниром она почувствовала боль в левом колене, которая во время соревнований усилилась. Мы проконсультировались с врачами, которые поставили диагноз: воспаление связок надколенника. В принципе ничего страшного, но к чемпионату Европы придется готовиться в несколько облегченном режиме. Пару недель нельзя нагружать колено.

– Вы будете тренироваться в Чикаго?

– Да, там прекрасные условия для работы, и нет смысла переезжать в Россию. Варианты с возвращением, конечно, были, звали работать в Новогорск, но там слишком холодно. Да к тому же мы привыкли к Америке, где есть все. В родной стране будем тренироваться, только если в Питере построят академию фигурного катания.

– В последнее время Тотьмянина перекрасила волосы, сменила имидж. Это вы ее попросили поработать над внешностью?

– Она сама захотела, а я только приветствовал. Когда мы стали работать вместе, у нее был откровенно стервозный имидж, который нужен был ей по жизни и для катания. Со временем же Таня стала намного мягче, как и наши программы. В данный момент лучше, чтобы она выглядела более изящно.

– В Америке, помимо Тотьмяниной с Марининым, вы еще работаете с местными детьми, которых надо учить азам. Это не отвлекает?

– Нет, потому что детский сезон обычно проходит с мая по октябрь, тогда как основная нагрузка у Макса и Тани выпадает на сентябрь – апрель. Накладок практически не бывает, и я могу полностью концентрироваться на каждом своем ученике. Очень удобно.

– Раньше у вас тренировалась еще Виктория Волчкова. Почему вы расстались?

– Вика – талантливая девочка, но она не выдержала нагрузок и чикагского ритма жизни. К сожалению, Волчкова не боец. Я пытался найти к ней подход, но все время натыкался на нежелание полностью выкладываться на льду. Четыре часа тренировок подряд для нее слишком много. К тому же она скучала по Москве, где живет теперь с родителями. В Чикаго она жила в пригороде, в семье русских эмигрантов, вроде никаких проблем не было, но ей все время недоставало шума большого города, людей на улицах, несущихся машин. В какой-то момент стало очевидно, что дальнейшее сотрудничество не принесет никаких результатов, и мы расстались без обид.



Максим МАРИНИН:
– К Васильеву мы попали не от хорошей жизни. В тот период ни в Петербурге, ни в Москве мы никому не были нужны. Тут появился Олег с предложением поработать с ним. Мы согласились. Хотя боязнь перед переездом в Чикаго существовала. Сначала очень уставали на тренировках Васильева, но потихоньку втянулись, притерлись друг к другу и теперь отлично ладим. Я всегда знаю, когда в общении с ним лучше промолчать, а когда жестко отстаивать свою точку зрения. На самом деле работать с Олегом одно удовольствие.



Справка «НИ»

Олег ВАСИЛЬЕВ. Родился 22 ноября 1960 года. Тренировался у Тамары Москвиной. Вместе с Еленой Валовой выиграл «золото» на Олимпийских играх 1984 года, «серебро» на Олимпиаде-1988, чемпионаты мира 1983, 1985, 1988 гг., чемпионаты Европы 1984–1986 гг. Работает в Чикаго. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин – его первые ученики в большом спорте. Женат, имеет дочь Екатерину.

"