Posted 19 октября 2009,, 20:00

Published 19 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Король обгонов

Король обгонов

19 октября 2009, 20:00
В воскресенье британский гонщик Дженсон Баттон (на фото) из команды «Браун» завоевал звание чемпиона мира по автоспорту в самом престижном классе «Формула-1». Произошло это на предпоследнем этапе мирового первенства-2009 в бразильском Сан-Паулу. Баттон финишировал только пятым, но этого результата ему хватило.

Субботняя квалификация Гран-при Бразилии никак не предвещала подобного исхода борьбы за чемпионский титул. Все карты Баттону спутал тропический ливень, из-за которого заезды затянулись почти на три часа. Команда приняла решение «обуть» болид лидера чемпионата мира в дождевые шины, и, как выяснилось, это была ошибка. На тяжелой резине Баттон показал только 14-й результат, в то время как его ближайший преследователь в общем зачете, партнер по команде Рубенс Баррикелло, на родной трассе завоевал поул-позишн. «Совершенно не хотелось начинать гонку с такого места», – только и сказал озадаченный Дженсон журналистам, заявив при этом, что «промежуточные» шины сработали бы намного лучше. Некоторым утешением для британца, впрочем, стал тот факт, что немец Себастьян Феттель из «Ред Булла», также сохранявший шансы на победу в первенстве, проехал квалификацию еще хуже и занял лишь 16-ю позицию стартовой решетки, то есть практически выбыл из борьбы за титул.

Воскресная гонка получилась до максимума насыщенной событиями. Уже на первом же круге столкнулись Ярно Трулли из «Тойоты» и Адриан Сутиль из «Форс Индии», причем инцидент получил свое продолжение в виде яростной перепалки итальянца и немца на обочине, обвинявших в аварии друг друга. Феттель, пытаясь стартовым рывком отыграть несколько позиций, зацепил «Макларен» Хейкки Ковалайнена, а тот, в свою очередь, задел «Феррари» итальянца Джанкарло Физикеллы. В результате на втором круге финну пришлось посетить боксы, а выехал он оттуда… вместе с топливным шлангом. Огненный хвост машины Ковалайнена чуть не поглотил следовавший позади «Феррари» Кими Райкконена. К счастью, никто в этом хаосе не пострадал, а наибольшую выгоду из него сумел извлечь не кто иной, как Баттон. После провальной квалификации терять британцу было нечего, и он вновь предстал тем самым агрессивным гонщиком, выигрывавшим в начале сезона один этап за другим. На шестом круге Дженсон обогнал француза Ромэна Грожана из «Рено» и вышел уже на восьмое место. Следующая «петля» – и новый рискованный маневр, позволивший Баттону опередить Казуки Накаджиму из «Уильямса». Еще одного японца, новичка «Формулы-1» Камуи Кобаяси из «Тойоты», лидер чемпионата «прессовал» целых 17 кругов и добился-таки своего, поднявшись уже на шестую позицию.

Тем временем Баррикелло потерял лидерство после первого пит-стопа, откатившись на третье место. И перспектива оформить чемпионство уже в Бразилии стала выглядеть для Баттона вполне реально. А трансформировалась в свершившийся факт уже ближе к концу гонки, когда болид Баррикелло получил прокол левого заднего колеса. Рубенсу пришлось отправиться в боксы. Выехал он оттуда только «на восьмой позиции» и открыл своему товарищу по «Брауну» дорогу к победе в мировом первенстве. Бразильский этап выиграл австралиец Марк Уэббер из «Ред Булла», но все внимание было приковано к триумфальному финишу Баттона. Пятое место, принесшее ему титул, Дженсон отметил, спев по радио знаменитое «Мы чемпионы!» группы «Куин». А первым британца тепло поздравил Баррикелло. Рубенс, кстати, и на следующий день оказал Баттону большую услугу, предоставив ему свой личный самолет – компания «Бритиш Эйруэйз» регулярный рейс отменила. «Последние несколько этапов сложились для меня непросто, – заметил новоиспеченный чемпион мира. – Особенно нервными получались квалификации. Но в бразильской гонке, считаю, я доказал, что завоевал титул по праву. Поднялся с 14-го места на пятое, совершил несколько обгонов. С Кобаяси было особенно трудно справиться, он вел себя как сумасшедший… Это был отличный день». Добавим, что для Росса Брауна, шефа дуэта Баттон – Баррикелло, день вышел отличным вдвойне: команда обеспечила себе триумф в Кубке конструкторов. Теперь заключительный этап первенства в Абу-Даби стал формальностью.

Многие эксперты тем не менее задаются вопросом: а заслужил ли Баттон титул чемпиона мира «Формулы-1»? С одной стороны, Баттон уверенно выиграл шесть первых этапов сезона-2009 из семи, что даже с большой долей везения сделать очень сложно. С другой – во второй половине чемпионата британец выглядел откровенно невзрачно, поднявшись на подиум только однажды, в Италии. Но на самом деле трудно спорить с тем, что триумф Баттона в сезоне-2009 стал логичным. Хотя бы потому, что никто другой не выглядел в нынешнем первенстве столь стабильно, как британец, набиравший зачетные очки абсолютно во всех гонках, за исключением одной – Гран-при Бельгии. Наконец, Баттон заслужил чемпионский титул своей агрессивностью. «Дженсон – настоящий король обгонов, – констатировал Мартин Брандл, бывший пилот, а ныне эксперт «Формулы-1». – В нынешнем сезоне он совершил более десяти важнейших маневров. Четыре из них – на бразильском этапе, принесшем ему чемпионство». И еще одно соображение. Успех в «Формуле-1» никогда не зависел от чистого мастерства вождения. Каким бы талантливым ни был пилот, на медленной машине он ничего не добьется. Яркий пример – чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон образца начала нынешнего сезона, к которому «Макларен» подошел совершенно не готовым. Так вот, Баттон девять предыдущих лет своей карьеры гонялся на болидах «Уильямса», «Бенеттона», «Рено», «БАРа» и «Хонды», которые, как говорится, и рядом не стояли с чемпионскими машинами типа «Феррари» и «Макларена». Но благодаря нововведениям Международной федерации автоспорта (ФИА), перед первенством-2009 нивелировавшим техническую сторону «Формулы», и Россу Брауну, проделавшему огромную подготовительную работу, Дженсон наконец-то получил шанс. И более чем убедительно его использовал.

"