Posted 18 июля 2012,, 20:00

Published 18 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:46

Updated 8 марта, 05:46

Восьмикратная чемпионка мира по легкой атлетике Наталья Назарова

Восьмикратная чемпионка мира по легкой атлетике Наталья Назарова

18 июля 2012, 20:00
На предстоящих ХХХ Олимпийских играх в Лондоне многократный триумфатор мировых первенств, двукратный олимпийский призер в эстафете 4х400 метров Наталья НАЗАРОВА будет одной из самых опытных спортсменок в российской сборной. Главный старт четырехлетия станет для нее уже третьим в карьере. О своих ожиданиях от соревнован

– По утверждению спортивных чиновников, наши спортсмены еще никогда не готовились к Играм в таких замечательных условиях. Вам есть с чем сравнивать. Это действительно так?

– Да. Дело даже не в том, что построены новые базы. Просто сейчас больше чувствуется поддержка со стороны легкоатлетической федерации, Министерства спорта. Взаимоотношения между этими ведомствами и нами, спортсменами, стали более открытыми. Отражается ли это на мотивации? Мне кажется, что нет, ведь мотивация – это совсем другое. К примеру, мой личный опыт показывает, что нам нельзя создавать отличные условия (улыбается). Не зря же говорят, что такова черта русских спортсменов – чем хуже условия, тем они лучше выступают. Поэтому настрой должен быть, прежде всего, внутри себя. Нам, москвичам, все-таки легче – есть где тренироваться, не уезжая далеко от дома. А вот тем, кто живет в регионах и не имеет нормальных условий для подготовки, как быть? Они почти круглый год вынуждены сидеть на сборах. Поэтому важно, чтобы на базах была хорошая инфраструктура, создавались хорошие условия как для тренировок, так и для восстановления, отдыха. Все это сейчас действительно есть.

– Вы говорите, что москвичам легче. Но сами, по-моему, далеко не в идеальных условиях тренируетесь...

– У нас в манеже (спорткомплекса «Москвич». – «НИ») дорожка старенькая, вся стертая уже, виражи слишком маленькие... Но мне там замечательно! Я в нем уже 16-й год бегаю, как в доме родном, – привыкла.

– Лондонская Олимпиада станет для вас уже третьей в карьере. В чем ее отличительная особенность?

– Она намного более осознанна, чем предыдущие. В 2000-м, когда я поехала на свои первые Игры в Сидней, мне был 21 год. Я довольно легко прошла отбор в команду, в эстафете мы с девчонками завоевали бронзу, но как-то не приходилось задумываться, что это Олимпиада, не прочувствовала я ее как следует. В 2004-м в Афинах уже многое было по-другому, я повзрослела, да и результат получился неплохой – 8-е место на дистанции 400 метров и серебро в эстафете. А вот четыре года спустя в Пекин я не попала. Во время отборочных соревнований, прямо во время бега, у меня обострилась старая травма. Потом была операция в Израиле, долго лечила ногу в Москве, восстанавливалась. Однако прошлый сезон у меня опять не сложился – болело все, что можно, даже трусцой не могла бегать. По-настоящему начала тренироваться только год назад в октябре. Начала с нуля, но зато с каким настроением! Знаете, одна только мысль была: я хочу бегать, и ничего больше. Поэтому лондонская Олимпиада для меня... Я не то чтобы горда собой, но есть чувство удовлетворения от выполненной работы. Рада, что отобралась в команду, что смогла показать достойный результат, ведь так быстро, как на чемпионате страны в Чебоксарах, я не бегала уже много лет.

– А вам не намекали все это время на то, что возраст для спортсмена не всегда идет в плюс?

– Еще как намекали, особенно этим летом. Ко мне только ленивый не подходил и не спрашивал: как, ты все еще тренируешься? А в паспорт смотрела? Ну что тут сказать... Я просто очень люблю то, чем занимаюсь. Потому и говорю, что эта поездка в Лондон – она еще и самая выстраданная. Я же пахала на 200%, на 300% – даже не знаю на сколько. Каждую свою тренировку собирала по кирпичику. Меня в этот момент очень поддержала семья. Без мужа, дочки, мамы у меня точно ничего не получилось бы. Здесь ведь мелочей не бывает. Закончила тренировку, надо обязательно отдохнуть, а не домашними делами заниматься. Вот муж на себя все хлопоты и взвалил. Все мои близкие смотрели чемпионат России, очень радовались за меня.

– Говорят, что эстафеты в легкой атлетике – это вообще отдельный вид спорта. В вашей коллекции наград медалей в этой дисциплине больше всего. Вы по натуре командный игрок?

– Я не знаю, если честно, что мне ближе. Да, эстафеты и личные дистанции – действительно разные вещи. Хотя одно другого не исключает. Мне кажется, можно быть и хорошим эстафетчиком, и побеждать в личном беге. Бывали случаи, когда попадаешь в «четверку», бегаешь только эстафеты, а через год-другой начинаешь выигрывать индивидуальные 400 и 200 метров.

– Это правда, что в эстафете побеждают не столько ноги, сколько голова?

– Там побеждает все! Ты должна находиться в оптимальной форме и суметь все просчитать. Я бы даже так сказала: и холодная голова там нужна, и горячая. С одной стороны, ни в коем случае нельзя впадать в панику, а она, конечно, иногда возникает. С другой – когда побеждала уже, то иногда и безбашенным нужно быть – забить на все, как говорится, и бежать. Необходимо так же правильно рассчитывать силы на дистанции. Очень многое решается и при передаче эстафетной палочки. Здесь нужно знать, где лучше попытаться обогнать соперника. К примеру, на финишной прямой нельзя слишком сильно уходить вправо, иначе тебя смогут опередить слева. В данном случае отлично должно работать боковое зрение. Вообще, сложно выделить какой-то один, самый трудный момент в эстафете. Во всем нужно находить правильный баланс.

– В Лондоне самыми главными нашими соперницами в эстафете 4х400 метров будут по традиции американки?

– Не только. Ямайские бегуньи не случайно 10 лет уже держатся в топ-листе в этом виде. Преподнести сюрприз могут англичанки, белоруски... Но надеюсь, что мы справимся. Подготовка у нас отлажена годами, да и все девочки пребывают сейчас в хорошей форме. Прекрасно знаем: легко нам не будет, но могу обещать, что отдадим все силы.

"