Posted 17 февраля 2004,, 21:00

Published 17 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

АЛЕКСЕЙ КАСАТОНОВ

АЛЕКСЕЙ КАСАТОНОВ

17 февраля 2004, 21:00
Двадцать лет назад защитник ЦСКА и сборной Советского Союза Алексей Касатонов под жестким, но мудрым руководством великого тренера Виктора Тихонова выиграл в мировом хоккее все титулы, какие только возможно. Потом Касатонов уехал в НХЛ, а после завершения спортивной карьеры открыл в Америке хоккейную школу. Но и о роди

– Ваша должность, менеджер сборной России, носит хитрое название, которое в принципе может подразумевать все, что угодно. Расскажите, что все-таки входит в ваши обязанности?

– Мои обязанности заключаются в том, чтобы следить за российскими игроками в НХЛ и рассказывать о том, что увидел, Виктору Васильевичу Тихонову. И вместе с ним решать, кого из наших легионеров можно пригласить в сборную на чемпионат мира.

– Кого-нибудь уже присмотрели?

– Слежу за всеми, но пока ведь неизвестно, какие клубы выйдут в плей-офф и продолжат борьбу за Кубок Стэнли. Когда станет хотя бы приблизительно ясно, кто из российских хоккеистов отправится в отпуск сразу же после окончания регулярного чемпионата, тогда и будем принимать решение. Пока же шансы на выход в плей-офф остаются у всех. Даже у аутсайдеров – у повалившейся в последнее время «Атланты», за которую играет Илья Ковальчук, у «Анахайма» Сергея Федорова и у «Вашингтона», где выступает один из самых результативных защитников НХЛ Сергей Гончар.

– Вы ведь не в первый раз работаете со сборной России.

– Да, я уже сотрудничал с национальной командой в период с 1996 по 2000 год. Но тогда это было на добровольных началах, исключительно из большой любви к хоккею.

– То есть деньги не играют для вас большой роли?

– Я пришел в сборную отнюдь не для того, чтобы подзаработать лишний цент на старость! Во-первых, у меня есть чисто профессиональный интерес, во-вторых, отечественный хоккей по большому счету дал мне все, что я сейчас имею. И теперь я должен что-то отдать взамен.

– Получается, что вы патриот?

– Пусть будет так. Я вот что еще скажу. Поработав в России, я пришел к выводу, что выступление в сборной страны не имеет никакого отношения к профессиональному спорту. Это настоящий любительский спорт. Но не от любви к спорту, а от любви к Родине. Когда выходишь на лед в форме сборной, то на тебя смотрит и за тебя переживает вся Россия, миллионы людей. И играть плохо ты не имеешь права.

– Вам не кажется, что молодое поколение хоккеистов не всегда это понимает и ими движет в основном финансовый интерес?

– Так ведь и мы в советские времена играли отнюдь не даром. Почему все так стремились в сборную? Да потому что в ту пору, только играя в национальной команде, можно было заработать на хорошую жизнь. У хоккеистов сборной были машины, квартиры, ордена. Хотя проблема есть. Сегодня ребята стремятся подписать контракты с клубами, которые платят хорошие деньги. И сборная для многих не так уж важна. А в прежние годы сборная СССР должна была показывать, что мы – передовая страна, что можем играть с профессионалами и побеждать. И ничего плохого в такой политике не было. Когда изменилась политика, рухнул и наш спорт. Умерли многие виды, уехали лучшие спортсмены, исчезли традиции. Хорошо, что сейчас на спорт стали обращать внимание, вкладывать деньги. И то, что в российские хоккейные команды едут профессионалы из-за океана, возвращаются наши ребята, огромный плюс для всего нашего спорта.

– Давайте немного поговорим о вас и вашей хоккейной школе.

– Моя семья, жена Жанна и сын Леонид, живет в Нью-Джерси. Там же находится и моя школа.

– Растите будущих звезд НХЛ?

– Может, кто и дорастет до звездного статуса, но... Знаете, между хоккейными школами в Америке и России огромная разница. Там, за океаном, хоккей является одним из самых дорогих видов спорта. И заниматься им может только тот, чьи родители в состоянии оплатить тренировки и покупку хоккейной формы ценой в несколько тысяч долларов. В России, как и раньше в Советском Союзе, отбирают талантливых ребятишек вне зависимости от материального положения их семей. Им предоставляют бесплатную форму, тренируют. Поэтому наша хоккейная молодежь на порядок выше американской.

– Вы были одним из первых наших хоккеистов, уехавших играть в НХЛ. Тяжело быть первооткрывателем?

– Так к хорошему быстро привыкаешь! Это сейчас российские клубы могут предложить профессионалам условия не хуже, чем в американских и канадских командах. В то время, когда уезжали мы, только за океаном можно было заработать хорошие деньги, обеспечить семью. Да, сейчас я не так часто бываю в России, но вижу, как тут все изменилось. Это абсолютно другая страна.

– Ваша карьера была долгой, и даже закончив выступление в НХЛ, еще сезон отыграли в ЦСКА у Виктора Тихонова.

– Выступая за ЦСКА, хотел помочь Тихонову, человеку, который очень много для меня сделал. Что же касается завершения карьеры... Это самый тяжелый момент в жизни каждого спортсмена. Кажется, что ты еще полон сил, что можешь играть на высоком уровне, а тебя не берут, говорят, что ты уже не в той форме. А так хочется продлить свою спортивную жизнь хотя бы на год.

– Вы сейчас общаетесь со своими партнерами по знаменитой армейской пятерке?

– Очень мало. У нас, мягко говоря, непростые взаимоотношения. Жизнь так повернулась, что бывшие друзья стали совсем чужими людьми.

– Известность помогает вам в жизни?

– Конечно. Очень приятно, когда узнают, хотя и в стране уже не живешь, и на экране не так часто мелькаешь. А в США на имя вообще очень сильно реагируют, а это важно для моей школы. Уж кого-кого, а хоккеистов наших в Америке хорошо знают.

"