Posted 9 сентября 2004,, 20:00

Published 9 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

В «Спартак» два раза не зовут

В «Спартак» два раза не зовут

9 сентября 2004, 20:00
В четверг, 9 сентября, накануне принципиального матча с ЦСКА, главным тренером московского «Спартака» официально был назначен Александр Старков, один из самых успешных специалистов на постсоветском футбольном пространстве. Рижанин Старков взвалил на свои плечи тяжкий груз – ему предстоит выводить девятикратных чемпионо
Сюжет
Футбол

Александра Старкова в России ждали давно и не раз приглашали поработать в нашей стране. Но до последнего времени он отвечал вежливым отказом. Первое по-настоящему серьезное предложение тренер получил от Николая Толстых еще в 1998 году. Тогда пути рижского «Сконто» Старкова и «Динамо» Толстых пересеклись в 1/32 Кубка УЕФА. Динамовцы, руководимые нынешним тренером российской сборной Георгием Ярцевым, считались безусловным фаворитом этой пары, поскольку рейтинг отечественного футбола в ту пору был несравнимо выше латышского. Однако рижане едва не обыграли динамовцев. Толстых хотел видеть в своей команде не только Старкова, но и ведущих форвардов клуба Марьяна Пахаря и Михаила Михолапа. Однако все трое в итоге остались в «Сконто». Второе конкретное предложение поступило Старкову из Санкт-Петербурга в конце 2002 года. Тогдашний руководитель «Зенита» Виталий Мутко подыскивал для своей команды иностранного наставника. И первой в его списке значилась фамилия россиянина с латвийским паспортом Старкова. Но Александр Петрович в ту пору был связан обязательствами не только со «Сконто», но и со сборной Латвии. Уходить из национальной команды он тогда не хотел, а совмещать две тренерские должности не видел смысла. И оказался прав – сборная Латвии под его руководством сенсационно пробилась в финальную стадию чемпионата Европы. Но вот от третьего предложения Старков отказаться уже никак не мог.

За год до своего пятидесятилетия Александру Петровичу представился случай поработать в команде с европейским именем. Нынешние руководители московского «Спартака» не жалеют средств на приобретение новых игроков из разных концов мира. В Латвии Старков о таких возможностях не мог и мечтать, ведь одной из главных статей дохода «Сконто» всегда была продажа игроков в зарубежные клубы. Да и латвийский чемпионат «Сконто» выигрывал под руководством Старкова ни много ни мало 13 (!) раз подряд. Вряд ли у тренера оставались серьезные стимулы продолжать работу в «Сконто». К тому же в «Спартак», как любил повторять патриарх отечественного футбола Николай Петрович Старостин, два раза не зовут. Не менее лестным для Старкова является и такой факт, что «Спартак» предпочел его не кому-нибудь, а знаменитому Невио Скале, который не раз добивался громких побед на европейской арене.

Интересно, что «Спартак» – всего лишь четвертое место работы Старкова за всю его карьеру. Как футболист он всю жизнь выступал в одной команде – рижской «Даугаве». Правда, весной 1977 года знаменитый тренер Александр Севидов пригласил его в московское «Динамо». Напомню, что динамовцы выиграли весенний чемпионат 1976 года, а в 1977 году стали обладателями Кубка страны. Старкова приглашали в команду как игрока основного состава. Но в ту пору конкуренция в динамовской атаке была очень серьезной – Михаил Гершкович, Андрей Якубик, Владимир Казаченок... Севидов попытался использовать нападающего Старкова на позиции диспетчера, однако и в этом амплуа не смог составить конкуренцию такому асу, как Александр Максименков, и был вынужден выступать за дубль бело-голубых.

По воспоминаниям нынешнего начальника команды «Динамо» Сергея Никулина, Старков запомнился прежде всего очень интеллигентной манерой общения, деликатностью, чувством такта. Отыграв четыре матча за дубль, он попросился домой, в Ригу. А оказавшись в родных пенатах, сразу же выиграл гонку бомбардиров в первой лиге. Забил 26 мячей и… вновь получил приглашение в «Динамо». На сей раз получилось еще хуже: один матч за дубль и возвращение. Объективности ради надо отметить, что Александр Севидов был весьма специфическим наставником. Так, он не сумел найти в своих схемах место для выдающегося Юрия Гаврилова, которого без сожаления отпустил в «Спартак». По мнению Севидова, Старкову не хватало скорости, чтобы проявить себя в «Динамо».

Кстати, в 80-е годы Старкова приглашал в «Спартак» сам Константин Иванович Бесков. Он, как известно, не боялся делать ставку на уже немолодых игроков из глубинки. Пример с Георгием Ярцевым – самое наглядное тому подтверждение. Но однажды уже обжегшись в столице, Старков решил отказаться от подобных вояжей. Да и зачем ему было искать от добра добра – в «Даугаве» его ценили и уважали, в том числе и за преданность команде. В Риге Старков стал мастером спорта СССР и со 110 голами вошел в символический клуб бомбардиров первой союзной лиги имени Виталия Раздаева. В 1989 году прибалтийские и грузинские команды отказались участвовать в чемпионате Советского Союза. Старкову к тому моменту исполнилось уже 34 года, он принял решение о завершении карьеры игрока и поступил в московскую Высшую школу тренеров.

К удивлению многих, молодой дипломированный специалист решил вернуться в Ригу, хотя футбола в Латвии в то время по существу не было. Но Старков пошел своим путем и стал помощником Яниса Скределиса, под руководством которого долгие годы выступал как футболист. Проработав год в «Пардаугаве», принял неожиданное предложение преуспевающего латвийского бизнесмена Гунтиса Индриксона, с нуля создававшего команду под названием «Сконто». Последние тринадцать лет Александр Петрович проработал в этом клубе. Именно Старкову удалось отыскать и раскрыть талант таких игроков, как Марьян Пахарь, Марис Верпаковский, Александр Колинько, Андрей Рубин... Он всегда умел работать с футболистами, даже с теми, от которых многие другие тренеры отказывались. Не привык разбрасываться людьми и практически со всеми находил общий язык. Терпение, трудолюбие и интеллигентность – визитная карточка тренера Старкова.

В «Спартаке» ему наверняка придется непросто. Здесь от него будут ждать не только побед, но еще и красивой, содержательной игры. Причем немедленно. В «Сконто» авторитет Старкова был непререкаем. В «Спартаке» безграничного кредита доверия не имели даже Романцев и Скала. Да и требовательные спартаковские поклонники наверняка ждут от нового тренера чуда. Однако и им, и руководству клуба нужно запастись терпением. Старков не волшебник, а добросовестный, квалифицированный работник, знающий свое дело. Если он умудрился на рижском «безрыбье» сделать команду неплохого европейского уровня, то добиться успеха с финансовыми возможностями красно-белых ему сам бог велел. Так по крайней мере кажется.

"