Posted 8 апреля 2004,, 20:00

Published 8 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

«Главное уши беречь»

«Главное уши беречь»

8 апреля 2004, 20:00
Вчера в Швеции стартовал чемпионат Европы по вольной борьбе среди женщин. Для большинства спортсменок этот турнир станет последней пробой сил перед Олимпиадой в Афинах. Сборная России наряду с командами Украины и Германии считается главным претендентом на победу в общем зачете. Накануне отлета россиянок в Скандинавию «

Столовая в «Голубом городке» пугала своей пустотой, хотя время было обеденное, а ароматные запахи по-домашнему приготовленной свининки и овощного супа щекотали нос еще на подходе к корпусу питания. Несколько фехтовальщиков, которые уже начали подготовку к Олимпиаде, да две девушки с доктором из команды «вольников» – вот и весь столовый контингент. Другая половина представительниц борцовской сборной осталась у себя в номерах, ибо еда в любом виде им противопоказана – шла сгонка веса перед соревнованиями. Это не самое приятное занятие, а потому девушки в начале нашей беседы выглядели немного грустными, но потом разговорились. Чемпионка Европы, серебряный призер чемпионата мира Наталья Карамчакова, чемпионка Европы, бронзовая медалистка чемпионата мира Светлана Мартыненко и чемпионка России, двукратная победительница турнира серии Гран-при «Иван Ярыгин» Елена Толстенко поведали о том, как нелегко «гонять» вес, бороться с японками... Впрочем, обо всем по порядку.

– Девушки, почему такие невеселые?

Светлана Мартыненко: Нормальные. Просто период накануне соревнований самый тяжелый. Я же ко всему прочему еще и вес «гоняю». Раньше выступала в категории до 72 килограммов, а сейчас в «до 67» перешла. Последние килограммы, они самые тяжелые. Ни пить много нельзя, ни есть. Ведь излишки веса нужно выгонять, а выгонять уже и нечего. Структура тела у нас мышечная, жира нет, потому каждый лишний глоток воды идет в вес, а этого допускать нельзя.

– Вся команда так мучается?

Наталья Карамчакова: Нет. У меня сейчас вес в норме. Если бы я «гоняла», то вы бы со мной не разговаривали, потому что в такие моменты ужасно злая бываю и подходить ко мне опасно (смеется).

– Поделитесь секретом, как «согнать» за пару недель несколько кило.

Мартыненко: Много пота пролить надо. Для этого есть специальные костюмы из термостойкого материала. Мы их надеваем, вниз «хэбэ» и вперед – бегать, прыгать. Через часик майку поменяем на сухую и дальше. Еда на счет идет – сто граммов йогурта, сто граммов чая, и все. Мне в такой период детское питание помогает, такие маленькие баночки с пюре из яблок, морковки. Можно немного мясного пюре или творожного. Но и здесь надо меру знать.

Карамчакова: В конце концов аппетит пропадает напрочь. Хочется только пить, но и этого нельзя

– Зачем же вы так издеваетесь над собой?

Мартыненко: Это наша работа. И уж если мы за нее взялись, то должны делать хорошо. Ради высоких результатов можно немного и потерпеть. Тем более нынешний год – олимпийский. Цель у нас, как и у всех спортсменов, получить право выступить на Играх и по возможности выиграть медали.

– Главные конкуренты россиянок на чемпионате Европы и Олимпиаде?

Елена Толстенко: В мире сейчас много сильных команд – украинки, немки. Кстати, немки отличаются тем, что до последнего прут вперед, не сворачивают. Несколько сильных спортсменок есть в сборной Швеции. Но мы никого не боимся.

Мартыненко: Женская борьба, с тех пор как ее ввели в программу Олимпийских игр, сделала огромный скачок в своем развитии. К нашему виду спорта стали относиться серьезно, слабых соперников фактически не осталось. Мы иногда тренируемся вместе с девчонками из сборной Греции. Так я вам скажу, что они за последние пару лет здорово прибавили в мастерстве.

– На Олимпиаде будете придерживаться принципа: «Главное не победа, а участие»? Или у вас более серьезные амбиции?

Карамчакова: Для начала мы должны завоевать право выступать в Афинах. Отбор далеко еще не завершен. Если же я поеду на Олимпиаду, то буду бороться исключительно на победу. Ведь мы не себя представляем – страну. Постараемся не посрамить честь России.

Мартыненко: Ехать на Игры для того, чтобы тебя там размазали по ковру, смысла не вижу. Лично для меня такой ход событий будет большим ударом. Если попаду в Афины, буду бороться только на победу.

– Борьба, скажем так, несколько непривычный для женщин вид спорта. Скажите, каким ветром вас занесло на ковер?

Карамчакова: Пришла на тренировку ради любопытства, да так в зале и осталась. У меня ведь и сестра Инга борьбой занимается. Она – двукратная чемпионка мира. Так что у нас это семейное увлечение.

Мартыненко: Меня подружка привела. Мне в ту пору уже двадцать лет стукнуло, и я о большом спорте не помышляла, а больше думала об институте и учебе. Зашла в зал, мне говорят: «Кувыркайся». Я сделала кувырок. Потом: «Побежали кросс». Так и пошло, поехало. Стало получаться, и через некоторое время большие цели появились. Захотела звание мастера спорта получить, стать чемпионкой страны, потом Европы. Теперь вот об Олимпиаде думаю.

Толстенко: Шла мимо спортивного зала. Дай, думаю, посмотрю, чем там занимаются. Вот до сих пор хожу и смотрю (смеется).

Мартыненко: Ленуська у нас раньше с длинными волосами ходила. Была такая звезда-девчонка. А теперь почти мальчонка (смеется).

– Родители вас наверняка отговаривали от занятий борьбой?

Мартыненко: Мои долгое время были в шоке. Только когда увидели кассету с записью чемпионата Европы, где я победила, тогда прониклись. Впрочем, они до сих пор переживают, как бы я травму не получила. Не нравится им и то, что меня дома не бывает. То сборы, то соревнования.

Карамчакова: Родителям наши медали по большому счету и не нужны. Главное, чтобы никаких болячек у нас не было.

– Кстати, о болячках. Какие самые неприятные травмы у борцов?

Толстенко: Разве бывают приятные?! Вот пальчик заболит, и ходишь-мучаешься. Потом ногу прихватит, и думаешь, уж лучше бы пальчик болел.

Мартыненко: У нас постоянно что-то болит – колени, локти, голеностопы. А вообще борцовский бич – сломанные уши. Но мы это потом, после завершения карьеры, исправим с помощью пластической операции.

– Неоднократно приходилось слышать, что женщины на ковре частенько прибегают к запрещенным приемам. Есть такое?

Карамчакова: Что только не сделаешь для победы! Когда очень хочется выиграть, то в пылу борьбы забываешь обо всем. Бывает, уже после схватки соперница спрашивает, мол, чего ты за волосы хваталась? А я и не помню, что такое было.

Мартыненко: Случается, что у нас и за волосы хватают, и царапают, и кусаются. Большинство девочек делает это не специально, но некоторые... Вот японки, например, любят пальцы выкручивать, хотя это правилами запрещено. Они такие приемчики целенаправленно на тренировках отрабатывают. И потом, во время схватки, когда судья не видит, ими пользуются. Больно ужасно. Но ничего. Нас такими штучками не запугать.

"