Posted 6 октября 2010,, 20:00

Published 6 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:35

Updated 8 марта, 06:35

Мария Степанова

Мария Степанова

6 октября 2010, 20:00
Выступление женской сборной России на чемпионате мира по баскетболу оставило большое разочарование. Наша команда думала о медалях, а заняла лишь седьмое место, сенсационно уступив еще в четвертьфинале Белоруссии. Главный тренер сборной Борис Соколовский, да и некоторые игроки уже назвали происшедшее провалом. «Новые Из

– Маша, что же все-таки с вами произошло в четвертьфинале?

– Мы оказались психологически не подготовлены к матчу с Белоруссией. Уже думали о том, как в полуфинале сыграем, скорее всего, с Австралией. Хотя в итоге и австралийки не прошли четвертьфинал. Важно и то, что накануне первенства в товарищеских матчах мы дважды легко победили Белоруссию, да еще в Минске. К тому же одна из наших баскетболисток в интервью накануне четвертьфинальной игры довольно высокомерно отозвалась о соперницах. Вот они и вышли на матч предельно собранными и злыми.

– А почему не удалось перехватить инициативу? Все-таки наша сборная, несмотря ни на что, объективно выше классом.

– Не хочу искать оправданий, но мы привыкли играть вечером. А тут матч поставили на первую половину дня. Вечером играли хозяйки турнира – чешки, и их транслировали по местному телевидению. По себе сужу: утром ноги были непривычно очень тяжелыми. На эту проблему жаловалась и Света Абросимова. Кроме того, спозаранку нас повезли в какой-то зал, где мы просто получили возможность кидать мяч в кольцо. Все это внесло дискомфорт в подготовку к матчу. А уже когда стали проигрывать белорускам, то все, извините, стали лепить отсебятину. Обыгрывать один в один не получалось. Броски шли мимо. А у соперниц получалось почти все. По крайней мере все их мячи залетали в кольцо. Особенно «зажигала» Левченко.

– Это был несчастный случай?

– Не совсем так. На этом чемпионате мира мы играли практически без выходных. Трудно провести шесть матчей подряд на групповом этапе, а потом уже через день играть в плей-офф. К тому же именно в этот выходной мы летели час на самолете в другой город, потом обустраивались в новой гостинице… Будь у нас один полноценный день отдыха, без переездов, то мы бы, думаю, смогли переломить ход матча с Белоруссией.

– А может, все дело в том, что наш женский баскетбол переживает не самые лучшие времена? Чтобы поддержать реноме сборной, российские паспорта вручают даже американкам.

– Времена, может быть, и не самые простые, но катастрофы не произошло. Очень неплохо сыграли на чемпионате Данилочкина и Жедик. Думаю, что это завтрашний день нашей национальной команды. А что касается вручения паспортов… Мое мнение по этому поводу остается неизменным. Скажем, Бекки Хэммон здорово провела весь чемпионат. И я с радостью готова выступать рядом с ней в сборной. К Хэммон я отношусь с огромным уважением. Но есть ощущение, что она играла не столько за Россию, сколько за свое имя. Она думала о своей статистике, набранных очках. Это неплохо, наверное. Но я считаю, что играть за страну душой и сердцем может лишь тот человек, который здесь родился, вырос, впитал в себя ее культуру, традиции. Одним словом, тот, для которого эта земля является по-настоящему родной. Легионеры не в состоянии выиграть для России чемпионат мира.

– Тогда что нужно делать, чтобы мы не нуждались в услугах натурализованных американок?

– Наверное, нужно создавать хорошие условия для работы детских тренеров, а то они до сих пор получают копейки. Поймите, это ведь не футбол, хоккей или теннис, а женский баскетбол. В профессии остаются энтузиасты. Самый яркий пример – мои первые наставники Кира и Владимир Тржескал. Эти люди сумели в обычной питерской школе создать настоящий питомник баскетбольных талантов. Но второго подобного центра подготовки в России, наверное, больше нет. В той же Америке очень развит студенческий баскетбол. У нас пока тоже ничего такого нет. За океаном женскому баскетболу уделяется огромное внимание. Знаю это не понаслышке, поскольку играла в НБА. На матчах аншлаги, среди зрителей можно увидеть Майкла Джордана, Карла Мэлоуна, Джона Стоктона, Скотти Пиппена и других легенд. Все это помогает раскручивать игру. У нас все намного скромнее.

– После неудачных турниров спортсмены иногда заявляют, что, мол, прекращают выступления за сборную, ссылаясь на усталость, загруженность на клубном уровне. После поражения от Белоруссии в сборной России таких разговоров не было?

– Вы на меня намекаете (смеется)? Нет, нет, пока силы есть, пока тренер вызывает, буду играть за сборную. Да и вообще, никто из девочек не впал в депрессию. Действительно было больно и обидно. После матча с Белоруссией в раздевалке никто себе места не находил. Все только задавали один вопрос: «Как же так могло произойти?» До этого мы ведь играли очень хорошо! Поэтому, думаю, костяк команды обязательно сохранится. Да и молодежь на чемпионате мира получила хороший опыт. Думаю, со временем вернутся в строй Щеголева, Карпунина, Водопьянова. Другое дело, что без серьезного развития детского баскетбола мы долго не протянем.

– Мария, у вас какой-то простуженный голос...

– Действительно простыла. Я немного приболела перед чемпионатом мира, но во время турнира чувствовала себя хорошо. А вот теперь опять подхватила инфекцию. Надеюсь, скоро все пройдет. Вот сына собираюсь записать в секцию. Но не в баскетбольную, как вы могли подумать, а в волейбольную.

"