Posted 4 февраля 2010,, 21:00

Published 4 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Гонка за миллионом

Гонка за миллионом

4 февраля 2010, 21:00
Со всеобщей коммерциализацией спорта в обществе укрепилось мнение, что атлеты – это люди, которые денег, образно говоря, не считают. В число богатейших людей мира входят футболисты Дэвид Бекхэм и Роналдинью, теннисисты Роджер Федерер и Мария Шарапова, гольфист Тайгер Вудс, баскетболист Коби Брайант... Что ж, в футболе,

Слова «теннис» и «богатство» для большинства уже давно стали синонимами. Вот российская теннисистка Мария Шарапова, которая была первой ракеткой мира и побеждала на турнирах «Большого шлема», но сейчас не блещет, все равно исправно богатеет. Благодаря спонсорским контрактам, а не призовым. За один 2009 год Мария заработала 24 млн. долларов, хотя выиграла за этот период всего-то один турнир, и тот не самый значимый. Но у Шараповой действуют соглашения с различными компаниями. Чисто спортивных доходов у Марии в прошлом году – около 900 тыс. долларов. А как насчет обычных, не раскрученных теннисистов? Для примера возьмем игроков, замыкающих первую сотню мирового рейтинга. У женщин сейчас это Чан Юн-Янь из Тайваня. Так вот, за минувший месяц она заработала, проиграв в первом круге Открытого чемпионата Австралии, чуть больше 16 тыс. долларов. Если вычесть из этой суммы налоги (на Зеленом континенте они приличные), цену авиабилетов, проживания в гостинице и прочие расходы – практически ничего и не останется. У мужчин сотый номер мирового рейтинга – француз Стефан Робер – заработал в январе побольше, 35 тыс. долларов, поскольку дошел в Мельбурне до второго круга. Но если учесть, что в том же месяце он практически без толку съездил на турнир в Индию (проиграл там в первом же матче), то опять супердохода не получается. Кстати, нашим теннисистам, балансирующим где-то в районе первой-второй сотен мирового рейтинга, еще сложнее. Большинство из них квартирами в Европе не обладают – и на турниры, проходящие в том же Старом Свете, им приходится летать из России. Что с точки зрения цен на авиабилеты куда накладнее. В общем, вывод такой – теннисистам, не входящим в элиту, как правило, трудно покрывать своими заработками на корте издержки, связанные с поездками на турниры. Остается надеяться только на личных спонсоров, а здесь уже многое зависит от удачи.

В последнее время большую популярность и в нашей стране, и в Европе приобрел биатлон. Телерейтинги этого вида спорта просто зашкаливают. Но вот о доходах ведущих биатлонистов мира этого сказать нельзя. За победу на этапе Кубка мира полагается всего-то 10 тыс. долларов. За второе место дают 7,5 тыс., за третье – 5, а занявший десятое место биатлет получит всего 200 долларов. Как раз хватит, чтобы посидеть в ресторане. Дополнительный бонус за победу в общем зачете Кубка мира – 25 тыс. долларов. За первое место в зачете эстафет – 40 тыс., но эти деньги перечисляют национальной федерации. Кстати, о федерации. От нее в биатлоне зависит очень много. Так, Союз биатлонистов России дополнительно поощряет отличившихся на этапах Кубка мира спортсменов. Бонус за победу – 250 тыс. рублей. За «золото» чемпионата мира добавляли 1 млн. рублей. Есть у российских биатлонистов и другие источники доходов. Так, для членов сборной предусмотрена надбавка, гранты, кандидатам в олимпийскую команду – президентская стипендия, а многих спортсменов поддерживают еще и в регионах.

Но даже с учетом всех этих сумм огромных денег биатлонисты не видят. Так, в прошлом сезоне лидером по количеству призовых в российской команде стала Ольга Зайцева. По итогам личных гонок она заработала 55 тыс. 600 долларов. Но это опять-таки без учета налогообложения. Да, для большинства россиян и эта сумма, конечно, недостижимая, но они и не входят в элиту мирового спорта. А если посмотреть на доходы других биатлонистов... Так, Максим Чудов заработал за сезон 37 тыс. 900 долларов, Иван Черезов – 34 тыс. Получается, лидеры мирового биатлона получают, как очень средние теннисисты или совсем уж плохие футболисты! Кстати, иностранным биатлонистам еще труднее. Хорошие рекламные контракты имеют считанные единицы. Пожалуй, только Магдалена Нойнер из Германии, можно сказать, не бедствует благодаря спонсорам – она за прошлый год получила около 1 млн. долларов. Остальные же живут скромно, поскольку национальные федерации им практически не помогают. Например, немецкий тренер сборной Швеции Вольфганг Пихлер в свободное время работает на таможне. Победительница прошлого Кубка мира шведка Хелена Юнссон призналась, что совсем еще недавно ей приходилось занимать деньги, чтобы компенсировать расходы на поездки. А канадские биатлонистки, чтобы хоть как-то поправить свое финансовое положение, снялись обнаженными для календаря. И даже великий Оле-Эйнар Бьорндален – не богач. В прошлом году, по данным норвежской налоговой службы, он заработал всего 115 тыс. долларов. Это весь доход пятикратного олимпийского чемпиона, включая бонусы.

Теперь о другом популярном зимнем виде спорта – фигурном катании. Правда, многие обратили внимание на фигуристов только благодаря телепроекту «Ледниковый период», где, по слухам, участники зарабатывают около 10 тыс. долларов в неделю. Те же, кто по-настоящему умеет кататься, похвастаться огромными состояниями не могут. Так, победителям недавнего чемпионата Европы в Таллине Международный союз конькобежцев (ИСУ) вручил чеки на 20 тыс. долларов. Серебряные призеры обогатились на 13 тыс. долларов, бронзовые – на 8. Это в одиночных соревнованиях. Сильнейшая спортивная пара и танцевальный дуэт помимо красивых позолоченных кругляшков получили по 30 тыс. – на двоих. Занявшие второе и третье места – соответственно по 19,5 тыс. долларов и по 12 тыс. Всего же «в призы» попали 12 сильнейших фигуристов (или дуэтов) континента в каждом виде. Тем, кто замкнул дюжину, полагалась совсем уже небольшая сумма – 1 тыс. долларов одиночникам и 1,5 тыс. парам. Какое-то получается совсем уж любительское фигурное катание. Ведь за одни только костюмы фигуристам зачастую приходится платить несколько тысяч долларов, а если вспомнить еще и о коньках, которые спортсмены покупают вовсе не в обычном магазине...

На лыжне борьба за призовые идет такая – аж снег «кипит».
Фото: AP

Кто-то может возразить: но ведь существует так называемая коммерческая серия Гран-при. Это так, и она является неплохим финансовым подспорьем для спортсменов. Но, во-первых, право выступить в ней получают только сильнейшие фигуристы страны. А во-вторых, призовые в Гран-при не столь и впечатляющи. Деньги на каждом этапе получает только пятерка лучших. Чемпионы – 18 тыс. долларов, занявшие пятое место спортсмены – 2 тыс. В финале Гран-при заработать можно как на чемпионате Европы – победителям вручили по 20 тыс. долларов, фигуристы, занявшие последующие пять мест, получили соответственно 18, 12, 6, 4 и 3 тыс. в американской валюте. Вот и выходит, что нормально жить на призовые могут только чемпионы. На что же, спросите вы, надеются остальные, не столь успешные спортсмены? Ну во-первых, в мире существуют многочисленные ледовые театры, куда можно попасть и обычному, ничего не добившемуся фигуристу. Во-вторых, рассчитывают на те же шоу – либо телевизионные, либо гастролирующие. Хотя, конечно, чтобы попасть в обойму того же Ильи Авербуха, самого успешного, пожалуй, на данный момент продюсера, именем обладать надо.

Если говорить о самых богатых спортсменах в зимних видах спорта, то здесь на первом месте, разумеется, хоккеисты. Так, российский нападающий Александр Овечкин по контракту с клубом НХЛ «Вашингтон Кэпиталз» получает 9,5 млн. долларов в год. Похожие заработки и у других звезд хоккея. Да и зарплате средних игроков НХЛ многие «зимники» бы позавидовали. Свой миллион за сезон они получают. В нашей Континентальной хоккейной лиге все зависит от команды, но люди тоже не бедствуют. Даже в неблагополучной тольяттинской «Ладе», где задолженность перед игроками тянется еще с прошлого сезона, образно говоря, с голоду еще никто не умер. «Жировая» финансовая прослойка, видимо, не позволяет. А вообще, по неофициальной информации (официальной просто нет), хоккеисты КХЛ очень средней руки имеют ежемесячный оклад в размере около 30 тыс. долларов. Плюс бонусы. В среднем по лиге это выглядит так: за одно очко в матче – 1 тыс. долларов (на лицо), за два – 2 тыс., за три – 3 тыс. За серию побед сумма премиальных увеличивается, то есть действует прогрессивная система. Хорошо жить можно.

В других зимних олимпийских видах спорта заработать хороших денег вообще нельзя. Разве что лыжников по сумме призовых можно сравнить с биатлонистами. Довольно выгодной в финансовом плане выглядит коммерческая серия «Тур де Ски», где разыгрывают 900 тыс. долларов. Но если разложить эти деньги по этапам и распределить по гонщикам – получится не так и много. В горнолыжном спорте, у саночников и бобслеистов та же картина. Ведущие спортсмены благодаря успехам на этапах Кубка мира могут заработать несколько десятков тысяч долларов за сезон, а середнячки, как правило, уже выступают только ради собственного удовольствия. Не зря наш знаменитый саночник Альберт Демченко рассказывал, что еще совсем недавно ему приходилось подрабатывать «бомбилой», а еще раньше торговать мясом на рынке. Что же касается столь любимых нашими болельщиками российских керлингисток, то они уж точно занимаются своим видом спорта исключительно ради интереса. Правда, не стоит забывать, что и в таких видах спорта атлеты могут неплохо заработать – если, например, добьются успеха на Олимпийских играх. Как известно, за «золото» Ванкувера каждый наш олимпиец получит 100 тыс. евро, за «серебро» – 60 тыс., за «бронзу» – 40 тыс. Плюс призовые автомобили, квартиры, дополнительные премиальные от различных государственных, региональных и коммерческих структур.

Если говорить о летних видах спорта, то здесь особняком стоит, конечно, футбол. Здесь хорошо зарабатывают не только Дэвид Бекхэм или Роналдинью (по нескольку десятков миллионов долларов в год), но и даже средние игроки слабых клубов российской премьер-лиги. Да что говорить, если, по слухам, премиальные за победу в одной игре футболиста первой лиги в среднем составляют 5 тыс. долларов. В элитном дивизионе – уже 20 тыс.! А за победу в каком-нибудь сверхпринципиальном матче футболист может получить и до 100 тыс. долларов!!! А ведь есть еще весьма приличные зарплаты. При этом футбол – очень удобный вид спорта, персональная ответственность за результат размыта, как говорится, можно въехать в рай и на чужом горбу. Да и вкалывать не обязательно. Во всяком случае, в индивидуальных видах спорта атлеты (в среднем) работают гораздо больше футболистов, а получают гораздо меньше.

Огромные гонорары получают элитные профессиональные боксеры – так, филиппинец Мэнни Пакьяо стал в прошлом году лидером по этому показателю, заработав около 40 млн. долларов. Активно богатеют сильнейшие гольфисты. Тот же Тайгер Вудс, находящийся сейчас после известных событий на грани развода с женой, бедняком, даже если супруга заберет половину его состояния, не станет никогда. Неплохие призовые деньги в профессиональном велоспорте. На самой престижной многодневной гонке «Тур де Франс» разыгрывают более 3 млн. евро. А вот легкую атлетику называют «королевой спорта» разве что из уважения к ее богатому прошлому. Заработать здесь можно, но опять же только ведущим спортсменам. Так, несколько лет подряд в коммерческой серии под названием «Золотая лига» разыгрывали джекпот в 1 млн. долларов. С нового сезона она станет уже «Бриллиантовой». Вместо шести этапов проведут 14, на каждом из них разыграют по 416 тыс. долларов, а в конце года победителей общего зачета в каждой дисциплине наградят бриллиантами весом в 4 карата – ценой примерно в 80 тыс. долларов каждый. В общем, уже сейчас понятно, что хорошо подзаработают такие атлеты, как Усэйн Болт, Бланка Власич, Елена Исинбаева, Сания Ричардс. А тем, кто до «Бриллиантовой лиги» пока не дотягивает, возможно, придется и «побомбить»...

"