Posted 1 февраля 2011,, 21:00

Published 1 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Тренер Александр Жулин

Тренер Александр Жулин

1 февраля 2011, 21:00
Александр ЖУЛИН стал одним из самых успешных тренеров на чемпионате Европы по фигурному катанию, который прошел на минувшей неделе в Берне. Его французские ученики Натали Пешала и Фабьен Бурза выиграли золотые медали в соревнованиях танцевальных дуэтов, а россияне Елена Ильиных и Никита Кацалапов остановились в шаге от

– Александр, нынешний успех стал для вас первым после победы Татьяны Навки и Романа Костомарова на Олимпиаде в Турине.

– Хочу сказать, что я безумно счастлив. И не только потому, что мои ученики победили. Уже сам факт попадания обоих дуэтов в сильнейшую группу на столь крупном турнире – успех для любого тренера. Хотя эмоции зашкаливали, конечно. У меня и раньше бывало так, что сразу несколько спортсменов выступали на чемпионате Европы, но стоять с двумя парами в разминке сильнейших, тем более когда одна из них претендует на «золото», – большое напряжение. Счастлив еще и потому, что обе пары прокатались действительно очень хорошо. Натали и Фабьен впервые за три года показали настоящий результат. Ну а Елена и Никита… Считаю, что они вообще продемонстрировали новое направление в танцах на льду.

– И как бы вы это направление определили?

– Я не сомневаюсь, что сейчас в танцах на льду будет превалировать спортивное направление. Потрясающие элементы, быстрота, фантастическое скольжение... Мы пытаемся приблизиться к одиночникам, которые используют четверные прыжки, и к спортивным парам, которые исполняют сложные каскады и связки между элементами. То есть все должно быть приближено к лучшим канонам этих двух видов фигурного катания. В этом направлении мы с Ильиных и Кацалаповым работаем. Конечно же, паре, только вышедшей из юниоров, тяжело выступать на чемпионате Европы. Тяжело просто физически – произвольная программа длиннее, в ней на одну поддержку больше, а короткий танец технически очень сложен. Лена с Никитой, в отличие от более взрослых соперников, никогда в жизни его не катали. Поэтому я рад, что на первом же крупном старте ребятам все удалось. Они постарались привнести новизну и, по-моему, указали другим направление, в котором нужно двигаться.

– Вы не относитесь к тем тренерам, которые сожалеют о прежних правилах, о прежних танцах?

– Раньше танцы на льду были более театрализованными, более артистичными, сейчас, как я уже говорил, упор больше идет на технику. Мне, например, интереснее было раньше, когда места для творчества было больше. В какой-то степени танцы пострадали. Но я не собираюсь ворчать по этому поводу. Вот, например, обязательно нужно включать в программы дорожки, и все катаются на одной ноге. А можно эти дорожки сделать гораздо интереснее. Поддержки стали более предсказуемыми. Вот придумал кто-то поддержку на высший уровень сложности, и другой паре уже и изобретать ничего не надо. Сделал такую же и получил свои баллы. Программы стали похожими друг на друга. Но ведь есть пары, которые и при новой системе смотрятся потрясающе. Происходят изменения, которые могут нравиться или нет, но все начинают адаптироваться.

– Если вернуться к Ильиных и Кацалапову, которых называют сегодня главной надеждой перед Сочи-2014, в чем еще их сила?

– Они безумно талантливы и большие трудяги. Я полагаю, что от турнира к турниру они будут выступать все лучше и лучше. Главное, чтобы у нас с ними сложился союз, как это было с Навкой и Костомаровым, когда мы готовились к Играм в Турине. Когда все друг другу доверяют, помогают. Ведь в нашу команду помимо меня входят еще хореограф Людмила Власова и тренер Олег Волков. Это единое звено, которое должно идти к Играм в Сочи.

– Ильиных очень уверенно заявила в Берне, что их с Никитой цель – как раз победа на домашней Олимпиаде…

– Сейчас у ребят есть мечты и о чемпионате мира, который пройдет в конце марта в Токио, и об Олимпийских играх 2014 года. Все, как говорится, в их руках. Мне работать с ними – огромное удовольствие. И главное, мы это доказали, мы не стоим на месте. Знаем и свои недостатки, и свои достоинства. И сейчас в первую очередь будем работать над устранением минусов. Не хочу загадывать, но думаю, что все будет хорошо. Елена и Никита супербыстро впитывают идеи и безумно легкие в работе. Я вижу, что они полностью доверяют тренеру и не боятся экспериментов. А это наиважнейший фактор, поскольку за год до Олимпиады в Сочи я уже не буду экспериментировать. Тогда уже надо будет попадать в яблочко.

– Но пусть самые разные специалисты, включая зарубежных, отзываются о ваших учениках только в превосходных тонах, они формально являются всего лишь третьей парой в нашей сборной…

– Всему свое время! На льду эти ребята умеют все. Просто им надо еще научиться выступать. Но это умение всегда приходит с опытом. На чемпионате страны в Саранске они были третьими, и меня очень встревожило, что Кацалапов ни с того ни с сего сорвал твизлы. Возможно, сказалось волнение, поэтому к «Европе» мы готовились так, чтобы Никита учился управлять своими нервами. Сейчас они обошли второй дуэт Катю Рязанову с Ильей Ткаченко. Считается, что наши флагманы – Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев. Да, наверное, ведь они завоевали в Берне серебряные медали... Я люблю все российские пары, но буду делать все, чтобы с ними бороться!

– А если взглянуть шире, с прицелом на чемпионат мира?

– В нынешнем сезоне Лене и Никите вряд ли удастся приблизиться к канадцам Вирчу и Мойру. По сравнению с сегодняшними лидерами танцев на льду Ильиных и Кацалапов очень молоды (партнерше 16 лет, партнеру – 19. – «НИ»). А тем же олимпийским чемпионам Ванкувера – 23. Естественно, трудно сразу подняться на подиум. И мы довольны, что были близки к нему на чемпионате Европы в Берне. Хотя что касается канадцев, то в нынешнем сезоне я их еще не видел. Может быть, не настолько они сегодня оторвались от остальных. В прошлом сезоне оторвались, но так, что получили травмы! Надо смотреть, как люди подготовлены на данный момент. Если на чемпионате мира Ильиных и Кацалапов, дай бог им здоровья и удачи, попадут в сильнейшую разминку, тогда и увидим, кто на что способен.

– Чем несколько лет назад вас так зажег французский дуэт?

– Натали с Фабьеном обратились ко мне за помощью в работе над обязательными танцами. Они катались тогда больше по интуиции, допускали много ошибок. Понравилось то, как они относились к моей и своей работе. Я вообще люблю работать с теми, кто относится к своему делу профессионально. Натали – трудоголик, готова, если нужно, и ночью работать на катке, а Фабьен очень одарен от природы. Они как-то сразу прижились в Москве и вот уже третий год проводят здесь больше времени, чем на родине. Натали учится в университете заочно, а партнер даже устроился на работу в одно из французских представительств. Хочу сказать, что не вижу никакой опасности в том, что на одном катке тренируются русский дуэт и французский, что в определенный момент Лена и Никита начнут ревновать меня к Пешала и Бурза. Натали и Фабьен с самого начала были для них классным наглядным примером. Они и сейчас друг друга подстегивают. И если бы у меня не было второй такой пары, как, например, Пешала – Бурза, Ильиных и Кацалапову было бы в десять раз сложнее расти.

– Между тем в начале сезона ваших молодых учеников открыто критиковали, а подтекстом доставалось и вам – мол, какого результата ждать, если тренер слишком увлекся телевизионными проектами…

– Думаю, нет смысла объяснять, что не всегда то, что говорят, является правдой. От того, что я был занят на ТВ, ни я, ни мои ученики не стали работать меньше и хуже. Как это удавалось лично мне, уже другой вопрос. Могу сказать только, что работа в ледовом шоу мне как тренеру дает очень многое в постановочной работе. И очень жаль, что ограничения в правилах любительского спорта не дают возможности воплотить многие идеи. Ведь что получается? Залы на чемпионатах Европы и мира полупустые, а программы с участием дилетантов имеют зашкаливающие рейтинги… Да, я рассматриваю телешоу больше как постановочную практику, но настоящий тренер – это совсем другая работа. Это всегда сверхзадача. И для любого профессионала она всегда является приоритетом. В этом смысле думаю, что вполне смог бы прожить без шоу-проектов. А вот без профессии тренера вряд ли. Это мое призвание. И то, что я побеждаю в «Ледниковых периодах» и на Первом канале у меня все так красиво получается, происходит в первую очередь потому, что я тренер. И наверное, еще и хореограф хороший…

"