Posted 30 октября 2013,, 20:00

Published 30 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:43

Updated 8 марта, 04:43

«Могут весь аул виновным сделать»

30 октября 2013, 20:00
Вчера Совет Федерации утвердил поправки в закон «О противодействии терроризму», позволяющие возмещать причиненный террористами ущерб за счет имущества их родственников и близких. Правозащитники сравнивают нововведение с существовавшим во времена Сталина наказанием членов семей «врагов народа» и опасаются, что под опред

Согласно законопроекту, возмещение причиненного в результате теракта вреда, в том числе и морального, будет осуществляться не только за счет самого террориста, но и за счет родственников террориста, а также «иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений». При этом на требование о возмещении вреда жизни и здоровью исковая давность не распространяется.

Правозащитники сравнивают нововведение с существовавшей в Израиле практикой уничтожения домов террористов. «Наше право не предусматривает ответственности третьих лиц. Мы оказались под давлением исламских ценностей и принимаем их, и вводим в наше право элементы шариата, в котором есть коллективная ответственность», – заявил «НИ» председатель Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при президенте РФ Валерий Борщев. По его словам, поправки открывают огромное поле для произвола: «Могут весь аул, где жил террорист, сделать ответственным за его деяния. Как при Сталине жен врагов народа сажали в тюрьму только за это».

Если человек не является ни пособником, ни подстрекателем, отвечать за действия террориста он не должен, поясняет «НИ» адвокат, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов: «Гражданский иск возникает из уголовного преступления, а положение УК РФ таково, что привлекается к уголовной ответственности и обязано возместить ущерб только виновное лицо. Там ничего не сказано о близких родственниках».

Поправки в законодательство предусматривают, что конфискованы будут только те средства и то имущество, в отношении которых «есть достаточные основания полагать, что эти средства и это имущество получены в результате террористической деятельности либо являются доходом от имущества, полученного в результате террористической деятельности».

По мнению адвоката Черноусова, доказать, что денежные средства или имущество были получены в результате террористической деятельности, практически невозможно: «У нас в отношении близких родственников действует статья 51 Конституции. Они вообще могут не давать показания и имеют на это полное право».

Принимая подобные законы, «государство затягивает петлю на шее гражданского общества», утверждает в беседе с «НИ» президент Ассоциации гуманизации правоприменительных органов в РФ, зампредседателя комитета «За гражданские права» Валерий Габисов: «Весь пакет законов о правах человека, все международные стандарты полностью нарушаются! Какую ответственность родственник может нести за другого своего родственника (за исключением, конечно, той ответственности, которую родители несут за своих детей до их совершеннолетия)? Государство, вмешиваясь в семью, вносит туда страшнейший разлад». Г-н Габисов напомнил про случаи в Чечне, когда дома людей взрывали только за то, что в соседних домах жили участники бандформирований.

Александр НЕПОМНЯЩИЙ, израильский политолог, руководитель аналитической группы «МАОФ», член центрального комитета партии «Ликуд»:

– В Израиле тоже пытались «наказывать» дома террористов. Являлась ли эта мера эффективной? Я думаю, что в наших условиях являлась. Для араба дом очень много значит. Это не только место, где он живет. Это центр его мира. На его обустройство уходят все свободные средства, что есть у семьи, тратятся силы. Поэтому угроза дому, конечно, удерживала многих от участия в терроре. Отказаться от этой эффективной меры пришлось под давлением международных правозащитных организаций, с мнением которых Израиль считается даже, я бы сказал, слишком. России в этом смысле должно быть проще, потому что ваша страна меньше считается с мнением международной общественности. Но я не уверен, что, снося дома террористов, вы достигнете какого-то эффекта. Все-таки у народов России менталитет другой. Также я не вижу особого смысла в наказании родственников террористов. Надо найти то, чего террорист боится, что заставит его отказаться от теракта. А санкции против заведомо ни в чем не виноватых людей могут возыметь обратный эффект: они лишь убедят террористов в их правоте.
Записал Геннадий ПЕТРОВ

"