Posted 30 августа 2006,, 20:00

Published 30 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

Надзирательница первая моя

Надзирательница первая моя

30 августа 2006, 20:00
Уже завтра, 1 сентября, в школах сразу нескольких российских регионов появится новая должность – школьный инспектор. За поведением детей и их моральным обликом будут следить сотрудники МВД с педагогическим образованием. Планируется, что учителя в погонах будут не только вести уроки, но и водить школьников на экскурсии

С 1 сентября средние учебные заведения Москвы полностью перейдут на новую систему финансирования, предусмотренную национальным проектом «Образование». Чиновники наконец-то воплотят в жизнь схему «деньги за учеником», и школьный бюджет будет напрямую зависеть от количества обучаемых детей. Если к 1 сентября школьные классы не будут забиты учениками под завязку, то директорам, по всей видимости, придется сокращать учительский состав. Подобные рекомендации, по словам президента российского Фонда образования Сергея Комкова, уже поступили руководителям многих московских школ.

«Специалисты управления образования Центрального административного округа Москвы, например, рекомендуют одной из школ округа вывести из штатного расписания школьного психолога, социального педагога, преподавателя ОБЖ, заместителя директора по воспитательной работе, специалиста по информатике и вычислительной технике, а также сторожа, – рассказал «НИ» Сергей Комков. – Сделать это надо потому, что школа, как рассчитали бухгалтеры управления образования, не уложилась в новый бюджет. Предлагается, правда, снять со всех перечисленных специалистов по полставки. Но если учесть, что все они и так работают не полный рабочий день, этих людей ждет увольнение».

Впрочем, это не единственные изменения, которые коснутся штатного расписания российских школ. Пока столичные власти планируют сокращать учителей ОБЖ и информатики, в школах регионов вводят новые должности. О том, кто такие школьные инспекторы, не понаслышке знают уже в 26 субъектах РФ.

Собственными людьми в погонах хвалятся директора школ Свердловской, Курской, Волгоградской областей, а с 1 сентября инспекторы появятся в средних учебных заведениях Калининграда. «Это инициатива городского управления внутренних дел. Они не раз поднимали вопрос о растущей детской преступности, говорили о необходимости работы в школах. На первых порах инспекторы будут работать только в тех учебных заведениях, где есть трудные подростки, дети из неблагополучных семей», – рассказала «НИ» сотрудник Министерства образования по Калининградской области Светлана Громова. По некоторым данным, деньги на зарплату учителей-правоохранителей уже выделены из городского бюджета. Милиционеры будут преподавать основы законодательства о правонарушениях, а «трудных» подростков водить на экскурсии в следственные изоляторы. Однако до сих пор решается вопрос о том, в форме будут правоохранители или в штатском.

Как рассказали «НИ» в Министерстве образования РФ, должность школьных инспекторов не будет введена повсеместно. «Это местная инициатива, никаких рекомендаций и директив наше ведомство не давало, – рассказала «НИ» специалист Минобрнауки РФ Тамара Федотова. – В последние годы все больше внимания уделяется вопросу безопасности в школах – возможно, причины нововведения именно в этом».

Как бы то ни было, по мнению специалистов, ничего хорошего полицейские меры для школы не сулят. «Появление в школьных стенах человека в форме означает капитуляцию всей нашей педагогической системы, – считает депутат Московской городской думы Евгений Бунимович. – В некоторых штатах США полицейские трудятся в школах, проводят что-то вроде разъяснительной работы с подростками в качестве профилактических мер. Или же наведываются уже после какого-нибудь серьезного инцидента. Но я никогда не поверю в абсолютную эффективность таких мер. Запугивание усмиряет детей лишь на время. Но постоянным воспитанием все же должен заниматься педагог. Так что будущего у школьных надзирателей нет никакого».

По мнению Сергея Комкова, если в школах будут сокращать ставки психологов, а вместо них допускать к работе с детьми милиционеров, совсем скоро школа превратится если не в казарму, то в некое подобие режимного объекта. Все дальше чиновники уходят от главного принципа педагогики – необходимости воспитания и внимания к личности, а приходят к методам запугивания и демонстрации неотвратимости наказания.

«Существует тонкая грань между заботой о безопасности и ограничением личных свобод, – продолжает Сергей Комков. Турникеты при входе в школу, постоянный контроль над учениками еще можно отнести к мерам безопасности, а вот присутствие милиционера уже нельзя. Представитель власти в школьных стенах способен очень сильно изменить психику школьников. Не исключено, что дети начнут ябедничать друг на друга, на учителей».

Однако далеко не все эксперты считают, что работа школьных милиционеров обречена на провал. Сторонники нововведения утверждают, что у школьного милиционера больше шансов усмирить непослушных детей, чем даже у школьного психолога. Опасность заключается только в одном – учитель в погонах со временем может просто потерять авторитет в глазах детей. «От школьных психологов очень часто хотят невозможного, – считает психолог Татьяна Муха. – В их обязанности не входит контролировать детей, а именно этого часто требует начальство. Эта функция может перейти к школьным инспекторам. Но здесь важно, чтобы он выполнял не устрашающую функцию, а находил контакт с детьми, в том числе самыми маленькими, в игровой форме рассказывал бы, как правильно вести себя в обществе. А для этого нужны навыки педагога. Если же со своими обязанностями инспектор будет справляться плохо, не исключено, что вскоре он станет объектом насмешек и издевательств со стороны самих детей».

"