Posted 29 октября 2008,, 21:00

Published 29 октября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

Цензура на аварии

Цензура на аварии

29 октября 2008, 21:00
Сенаторы предлагают повысить допустимые дозы облучения и ужесточить наказание за дезинформацию о ЧП на атомных электростанциях. Такие предложения прозвучали вчера на заседании Совета по безопасному развитию атомной энергетики. Эксперты опасаются, что предлагаемые меры приведут к сокрытию информации о реальном положении

О необходимости пересмотреть установленные в России допустимые дозы радиоактивного облучения заявил вчера в Совете Федерации первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Рафаэль Арутюнян. На заседании Экспертно-консультативного совета по законодательному обеспечению безопасного развития атомной энергетики г-н Арутюнян сообщил, что действующие в нашей стране нормативы занижены по сравнению с европейскими странами и стандартами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). «Это дает повод для необоснованной паники во вполне штатных ситуациях», – утверждает ученый. Сенаторы с предложением согласились и рекомендовали Роспотребнадзору поправить нормативы.

Среди экологов инициатива вызвала недоумение. «Это подтасовка фактов, – пояснил «НИ» доктор биологических наук, советник РАН Алексей Яблоков. – Нормативы там действительно выше, но в Европе куда более жесткий контроль. У нас нелегальные выбросы происходят постоянно, мы их мониторим, однако официальная информация о них почему-то не появляется». Г-н Яблоков считает, что если в чем-то нам и надо брать пример с Запада – так это в оперативном оповещении граждан обо всех ЧП. В противном случае информация все равно просачивается, обрастая слухами, что и порождает панику.

О слухах, связанных с работой АЭС, также шла речь на заседании экспертно-консультативного совета. Уголовный кодекс предлагается дополнить статьей 215.4 с рабочей формулировкой: «Умышленное искажение и распространение информации о нарушении безопасности на объектах использования атомной энергии». Как отмечалось на заседании, статья предполагает за подобные слухи штраф в размере до 200 тыс. рублей, либо исправительные работы на срок 1–2 года, либо лишение свободы до 3 лет.

Если дезинформацию об АЭС распространяет госслужащий, он может быть осужден на срок до 5 лет с последующим лишением права занимать определенные должности до 3 лет. Если же ложную информацию распространяет организованная группа или эти деяния совершены с использованием СМИ, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн. рублей.

Председатель подкомиссии по атомной энергетике Совета Федерации Григорий Нагинский отметил, что «в последнее время негативная информация об атомных объектах распространяется через экологические организации посредством проведения ряда исследований и на интернет-блогах». Руководитель департамента пресс-службы Росатома Сергей Новиков добавил, что в отличие от предыдущих информационных атак распространение слухов о якобы произошедшем в мае выбросе на Ленинградской АЭС «было не спонтанным, а тщательно спланированным».

«На самом деле ни о какой тщательной спланированности речи идти не может, – рассказал «НИ» сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. – Люди боятся АЭС и боятся совершенно оправданно. Подозреваю, что этот выпад направлен не столько против экологов и блогеров, сколько против СМИ, питающих к данной теме со времен Чернобыля повышенный интерес. Если бы Росатом сразу же сообщал обо всех сколько-нибудь нештатных ситуациях, не было бы и слухов. Люди, работающие на АЭС, приходят домой, рассказывают о том, как прошел день домочадцам. Если имел место какой-то сбой, рассказ по цепочке передается соседям, знакомым, сослуживцам. Как можно людям запретить разговаривать?»

Как и Алексей Яблоков, сопредседатель «Экозащиты» уверен: главная причина сеяния слухов – закрытость нашей атомной промышленности. Это признал на заседании в Совете Федерации и представитель Росатома. По словам Сергея Новикова, в числе мер по борьбе с информационными атаками – размещение в Интернете сообщений о радиоактивной обстановке в районах АЭС в реальном времени и открытие «горячих линий» на станциях. А первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, в целом поддержав идею поправок в УК, предостерег: «Принимая законодательные меры, нужно не перейти грань между борьбой с экстремизмом и борьбой с инакомыслием».

"