Posted 29 октября 2003,, 21:00

Published 29 октября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

85 лет спустя

29 октября 2003, 21:00
На днях представители фракции «Единство и Отечество» вынесли на рассмотрение Свердловской областной думы законопроект о праве избирателей отзывать своих депутатов. Безусловно, накануне федеральных выборов такая идея людям не может не понравиться, так что с этой точки зрения инициатива весьма своевременна. Но вот кто и

Предполагается, что народных избранников могут лишить мандата за нерадивое исполнение ими своих прямых обязанностей – за неучастие в работе Областной думы или за манкирование законотворческой деятельностью. Инициировать отзыв депутата, избранного по одномандатному округу, согласно законопроекту, может группа избирателей.

Стоит заметить, что вопрос об отзыве депутатов – тема не новая. В Советской России такое право было закреплено еще в первой Конституции РСФСР в 1918 г. Тогда оно использовалось как мощный инструмент для политических «чисток». По завершении «эпохи обострения классовой борьбы» этот закон стал скорее номинальным, его применяли крайне редко. Окончательно он потерялся после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г.

Попытки восстановить эту норму на федеральном уровне предпринимались за последние десять лет не единожды. Только в ходе работы нынешнего состава Госдумы депутатами разных фракций было подготовлено четыре альтернативных варианта закона об отзыве. Но всякий раз подобные инициативы отвергались. Аргументы оппонентов базировались на статьях Конституции РФ. Например, в заключении Правового управления Государственной думы в перечне причин отказа есть такой пункт: «Конституция Российской Федерации исходит из принципа свободного депутатского мандата – в ней отсутствуют нормы об официальных наказах избирателей своему депутату, его обязательных отчетах перед ними и, соответственно, возможности отзыва депутата. Не будучи юридически связанным какими-либо обязательствами, депутат не несет и юридической ответственности за их невыполнение или ненадлежащее выполнение».

Вполне вероятно, то, что не удалось депутатам Госдумы, смогут осуществить их областные коллеги. Вот только вопрос: получит ли прецедент развитие и кто в конечном счете от этого выиграет. На первый взгляд казалось бы, что плохого в том, что граждане получат возможность не только избирать, но и отзывать нерадивых депутатов. Но где гарантия, что в случае законодательного закрепления подобной нормы пользоваться ею будут простые люди, а не обойденные конкуренты или властные структуры. Ведь тогда будет очень легко, манипулируя общественным мнением, добиваться «устранения» неугодных депутатов.



Депутаты «отзывчивые» и не очень

В настоящее время деятельность депутата Государственной думы регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации». А также постановлением Конституционного суда РФ от 24 декабря 1996 года «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной думы». В нем, в частности, утверждается, что процедура отзыва не соответствует Конституции РФ и свойственна только тоталитарным государствам. Анализ положений Конституции Российской Федерации 1993 года и федерального законодательства показывает, что в России на федеральном уровне установлена модель свободного мандата депутата. Модель свободного мандата применяется в большинстве современных демократических государств, получив закрепление в их конституциях (ФРГ, Франция, Италия и др.). В настоящее время отзыв депутата сохраняется в основных законах КНР, Вьетнама, Кубы.

"