Posted 29 июля 2003,, 20:00

Published 29 июля 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

За нами уже не следят

За нами уже не следят

29 июля 2003, 20:00
Позиция Михаила ЗАДОРНОВА

Сейчас есть две проблемы, которые, на мой взгляд, заслуживают пристального внимания. Первое – это работа правительства со странами-кредиторами и странами-должниками. Второе – постоянное изменение тем же правительством прогноза роста ВВП.

О первом. В июле Россия перечислила Международному валютному фонду 82 млн. долларов. Часть платежей Центробанк перечислил даже с опережением графика. Примечательно, что такие регулярные выплаты стали традицией. Для того чтобы изменить формат отношений с МВФ, в 2001 году Россия выплатила вперед 2,8 млрд. долларов. Смысл этих выплат в том, чтобы поскорее рассчитаться с кредиторами и еще сэкономить на процентах, которые на стране лежат очень серьезным беременем. Таким способом правительство еще и сглаживает остроту пиков по выплатам внешнего долга. Нынешняя внешнеэкономическая коньюнктура благоприятна, и мы можем спокойно платить кредиторам. Но кто знает, что будет завтра? Поэтому я считаю, что перечисление денег МВФ с опережением графика – явление вполне благоприятное для экономики.

Стоит к тому же добавить, что соблюдение графика выплат привело к тому, что долг России перед МВФ стал меньше, чем ее квота в этой организации. Благодаря этому наша страна переходит на более высокий уровень отношений с МВФ: за нами теперь не следят пристально, как это было раньше, а поддерживают нормальные контакты.

Впрочем, Россия, как член МВФ и Парижского клуба, пытается выстроить цивилизованные отношения не только со странами-кредиторами, но и должниками. Это, в частности, касается инициативы этих организаций по оказанию помощи беднейшим странам – Никарагуа, Мозамбику и ряду других африканских стран. В рамках общих договоренностей Россия списала и реструктурировала почти 80% их долга (Алексей Кудрин заявил недавно в Словении о том, что Россия списала примерно 35 млдр. долл. – Прим. ред.). В любом случае получить в полной мере то, что они нам должны, все равно нереально. «Советские» долги Кубы, Сирии, Алжира пока списывать никто не собирается, но и получить с них что-либо очень трудно. Не думаю, что все это предмет нашей гордости, но лучше вести хоть какую-то работу, чем совсем ничего. Хочу напомнить, что за последнее время нам удалось получить от наших должников всего 1 млрд. долларов. Недавно, например, было заключено соглашение с Монголией по выплате ее долга. Но, к сожалению, со многими странами отношения не урегулированы, и это серьезный недостаток работы правительства.

Что же касается правительственных прогнозов роста экономики, то здесь слишком много вопросов. Кабинет министров постоянно меняет прогнозы роста ВВП, что, конечно, очень плохо. Дело в том, что от показателей, которыми оперирует Министерство экономического развития и торговли, зависит слишком многое, в том числе и расчет доходов бюджета. А именно: объемы экспорта и импорта, базовые цены нефти и газа, фонд заработной платы и т.д. На прошлой неделе Минэкономразвития опять пересмотрело прогноз объемов ВВП, значит, опять меняются все показатели для бюджета. Объясняется это тем, что первые полгода были удачными – рост ВВП составил примерно 6,5 %. И министерство сразу откорректировало прогноз на этот год, на следующий год он также будет изменен. Но депутаты, я думаю, в сентябре будут ориентироваться в основном на прогнозы специалистов. Возьмем, например, средние цены на газ и посмотрим, насколько адекватно правительство умеет реагировать на меняющуюся ситуацию.

"