Posted 28 октября 2008,, 21:00

Published 28 октября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:58

Updated 8 марта, 07:58

Вечный зек

Вечный зек

28 октября 2008, 21:00
О том, что сотрудники правоохранительных органов фабрикуют уголовные дела, стремясь повысить раскрываемость преступлений, в последнее время говорится с самых высоких трибун. «НИ» выявили случаи, когда дела фабрикуют в отношении осужденных, которые уже отбыли свой срок, но еще не вышли на свободу. По мнению экспертов, б

История чеченца Мовсара Бексултанова, наверное, могла бы войти в учебник по фальсификации уголовных преступлений, если бы кто-то захотел когда-нибудь такой учебник написать. В 2004 году этот молодой человек был задержан в Ачхой-Мартане и обвинен в пособничестве ваххабитам. Его осудили на три года лишения свободы и отправили отбывать наказание в воронежскую колонию.

«На следствии меня пытали током и требовали признаться в том, что я боевик, – рассказал Бексултанов «НИ». – Мне нечего было рассказать, и я молчал. Но в последний день пытали восемь часов подряд. Я не выдержал и поставил на чистом листе свою подпись».

За два месяца до окончания срока в колонию к Мовсару пришел человек, которого молодой чеченец хорошо помнил: именно он несколько раз допрашивал его в 2004 году в Ачхой-Мартане (в то время воронежские милиционеры находились в командировке в Чечне). «Этот человек предупредил меня, что, если я не дам информацию о боевиках, то меня встретят у выхода из колонии и посадят снова», – говорит Бексултанов.

Мовсар не зря ждал провокаций в день своего освобождения. Как только за ним захлопнулась дверь колонии, вместо родственников, которые должны были его встречать, к нему подошли незнакомые люди. Они надели на Мовсара наручники, посадили в машину и увезли в милицию. Там предъявили обвинение в хранении опия, который якобы нашли в Коране. А с этой книгой молодой чеченец никогда не расставался. Как выяснилось потом, в то же самое время его мать, отец и пятилетняя племянница были задержаны у проходной колонии. Их продержали в милиции шесть часов, а потом, ничего не объяснив, отпустили.

Планы оперативников посадить парня во второй раз неожиданно нарушила судья Центрального района города Воронежа: она не дала санкцию на арест Мовсара Бексултанова, не поверив в его виновность. «Надо отдать должное судье, – сказала «НИ» адвокат Елена Кузнецова. – Она прекрасно поняла ситуацию. Как только что освободившийся из колонии осужденный мог вынести наркотики? При выходе из зоны обязательно проводится личный досмотр. Получается, что, когда Мовсар выходил из зоны, у него наркотиков не было, а через две минуты они появились. Кроме того, колония оборудована круглосуточным видеонаблюдением. Удивительно, но о том, что такая запись велась, дознаватель вспомнила только через пять суток. Она, видимо, хорошо знала, что эта запись уже уничтожена».

Мовсару помогло и то, что к его защите подключились московские правозащитники и уполномоченный по правам человека в Чечне. Через несколько месяцев дело по наркотикам, найденным в Коране, было прекращено за отсутствием состава преступления. «Я нашел работу в Чечне, женился, пока все в порядке, – сообщил «НИ» Мовсар.



Приказано посадить

Тимуру Идалову повезло меньше, чем Бексултанову. Он освободился из заключения по УДО в 2007 году. Так же, как и Бексултанов, он не считал себя виновным, и так же подал жалобу в Страсбургский суд по правам человека. Летом этого года собирался уехать вместе с семьей из Москвы в Чечню. Накануне отъезда в Долгопрудном случилось ДТП, в котором пострадала машина Идалова. Виновник происшествия предложил Тимуру через несколько дней встретиться, чтобы обсудить проведение экспертизы по ущербу, нанесенному машине Идалова. «Вместе с другом Муслимом они поехали на Кунцевский авторынок, – рассказал «НИ» адвокат Абу Гайтаев. – Муслим остался на парковке. Идалов удивился, когда после заключения мирового соглашения виновник ДТП отдал ему большую сумму денег, о которой они первоначально не договаривались. Он пошел к машине. К нему подбежали десять человек в штатском. Засунули в карман сверток. Оказалось – более семи граммов героина». Адвокаты считают, что первоначально Идалову хотели вменить вымогательство денег, но ввиду отсутствия доказательств это не получилось, поэтому подбросили наркотики.

Теперь Идалов пытается отстоять свои права, посылая из тюрьмы жалобы в различные инстанции. «15 августа 2006 г. вы публично заявляли о наличии так называемых заказных уголовных дел, возбужденных без достаточных на то оснований, – пишет Идалов в письме Генпрокурору Юрию Чайке. – Эти слова имеют прямое отношение к моему делу. Несмотря на все просьбы, следователь отказалась взять смывы ладоней моих рук, которые могли бы подтвердить или опровергнуть то, что найденные наркотики принадлежат именно мне». Знакомый Идалова Муслим Багаев, который привез его на Кунцевский рынок в тот день, также был задержан. У него «обнаружили» более двух граммов марихуаны. «Провели медицинскую экспертизу и установили, что я наркотиков не употребляю, – рассказал «НИ» Багаев. – Я – чемпион Европы 2002–2003 годов по вольной борьбе. И не то, что наркотики, я вообще сигареты в руках никогда не держал. Меня же заставляли дать показания на Тимура. Били и унижали, то и дело повторяя, что «в последнее время приходилось допрашивать многих чеченцев». Дело в отношении Муслима Багаева также до сих пор расследуется. Но, в отличие от Идалова, он находится под подпиской о невыезде. Ведущий дело Идалова старший следователь Главного следственного управления по Московской области Владлен Фокин, сообщил «НИ», что «комментариев по делу он давать не вправе, раз расследование пока не завершено».

«Ситуация фабрикации дел в отношении бывших зеков – обычная практика, – объяснил «НИ» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – И это касается не только выходцев с Кавказа. Такие случаи бывают, когда у человека возникает конфликт с представителями правоохранительных органов. Например, бывшие зеки не хотят сотрудничать с оперативниками. В подобных ситуациях я рекомендую менять место жительства. Иначе – два патрона и минимальная доза наркотиков, которые появляются как бы из воздуха. Несмотря на то, что оперативные провокации запрещены законом».

РПЦ ОТКРЕСТИЛАСЬ ОТ МОЛЕБНА

Вчера на официальном сайте Читинской и Забайкальской епархии было размещено сообщение: «Группа людей заказала молебен о здравии Михаила, Светланы и прочих лиц. Клирик Казанского собора Читы совершил молебен, не подозревая о подоплеке дела. Священнодействие было преподнесено СМИ как акция в защиту Михаила Ходорковского. Дабы положить конец грязным пиар-технологиям, втягивающим РПЦ в очередную интригу, пресс-служба епархии призывает СМИ не пытаться поднять рейтинг общественных и политических деятелей за счет авторитета Церкви». В свою очередь, бывший священник из Краснокаменска Читинской области Сергий Таратухин, посещавший в колонии Михаила Ходорковского, выступил в Интернете с призывом: «Я обращаюсь ко всем христианам помолиться о прощении всех его мучителей». Напомним, что в марте 2006 года отец Сергий Таратухин был запрещен в священнослужении за то, что назвал Ходорковского политзаключенным и на этом основании отказался освящать административное здание колонии. Правящий архиерей заявил отцу Сергию, что тот никогда не будет восстановлен в сане, поскольку якобы нанес огромный ущерб Церкви.
По материалам Интерфакса, Credo.ru

ОСВОБОДИТЬ БАХМИНУ ПРОСЯТ 70 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК

Вчера количество подписавшихся под интернет-обращением о помиловании Светланы Бахминой превысило 70 тыс. человек. За последние несколько дней среди прочих свои подписи поставили режиссеры Марк Захаров, Георгий Данелия, Галина Волчек, актеры Михаил Ефремов, Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Олег Басилашвили, писатели Григорий Чхартишвили (Борис Акунин) и Виктор Шендерович. Как сообщают организаторы акции, первые 60 тыс. подписей уже переданы в администрацию президента. Обращение появилось в Интернете 7 октября, и в первый же день было собрано три тысячи подписей. Напомним, что бывший юрист компании «ЮКОС» была осуждена на шесть с половиной лет по обвинению в присвоении имущества компании и уклонении от уплаты налогов. Светлану арестовали в 2004 году, и женщина уже отсидела больше половины срока. На минувшей неделе она обратилась к президенту Медведеву с прошением о помиловании. В администрации президента сообщают, что пока прошения Бахминой не получали. Светлана находится на седьмом месяце беременности, и не исключено, что рожать ей придется в тюремной больнице.
Яна МИКУЛИНА

"