Posted 28 января 2004,, 21:00

Published 28 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Конституционный рэкет

Конституционный рэкет

28 января 2004, 21:00
Вчера во время визита в Париж председатель Еврокомиссии Романо Проди сделал сенсационное заявление. Он считает, что проект единой европейской конституции, к принятию которой Европа трепетно готовилась и которая не была одобрена в прошлом году, еще рано хоронить. Слова Проди свидетельствуют о том, что Германия, Франция

Слова председателя вновь вернули интерес к теме, которую большая пресса успела подзабыть. С тех пор, как в декабре прошлого года на саммите ЕС в Брюсселе вышел конфуз с принятием Основного закона, говорить о нем стало как-то неудобно. Тогда Польша, Испания и некоторые другие участники саммита – в основном новобранцы из стран Восточной Европы устроили настоящий бунт и отказались подписывать проект. Поправки Франции, Германии и Великобритании насчет регламента будущего Совета ЕС стали камнем преткновения. Праздник, который хотел устроить итальянский премьер Сильвио Берлускони на исходе своего председательского срока в ЕС, не состоялся. Главными виновниками все в один голос называли поляков. «Польша вполне может сыграть роль троянского коня в единой Европе», – писала тогда итальянская газета «Република».

Сама идея написания общего закона для 25 стран Европы оказалась поставлена под сомнение. В уныние впал и Валери Жискар д’Эстен – автор законопроекта. «Видно, наше время не подошло, – сказал он. – А может, и прошло». Действительно, разногласия на тот момент казались непреодолимыми. Претенденты на вступление в ЕС решительно восстали против схемы «двойного большинства», которая позволяет старым европейцам принимать нужные решения, не считаясь с мнением «голодных». Так называют в Берлине, Париже и Лондоне десятку стран, готовящихся с 1 мая 2004 г. стать полноправными членами сообщества. Все они рассчитывают на финансовую помощь уже в этом году по основной статье – развитие сельского хозяйства. Но вариант конституции, предложенный Германией и Францией, полностью блокирует эту помощь. Французы и немцы против этих сельхозпожертвований, их редакция закона предполагает, что для проведения своего решения новичкам нужно собирать не просто большинство, а большинство, которое бы представляло страны с не менее, чем 60 % населения ЕС. Для малочисленных народов Европы такая задача кажется непосильной. Поэтому они решили стоять до упора. И ситуация была поистине тупиковой. Но вот туман немного рассеялся.

Что дало основание председателю Еврокомиссии быть столь оптимистичным, доподлинно не известно. Но многие полагают, что тут не обошлось без сговора старейшин. Речь идет об угрозах Германии, Франции и Великобритании заморозить взносы в бюджет ЕС на уровне прошлого года. С учетом инфляции и роста цен это означает чувствительное сокращение расходной части, особенно по той статье, которая предусматривает финансы на расширение сообщества. Именно на эту статью главным образом и рассчитывали польские крестьяне, когда голосовали за вступление в ЕС. Как, впрочем, и аграрии других стран.

Кроме того, в январе богатые члены ЕС провели серию консультаций с целью выработать общую стратегию по отношению к смутьянам. Как теперь выясняется, Берлин, Париж и Лондон намерены на ближайшей сессии поставить вопрос о сокращении дотаций в аграрном секторе. Предусматривается еще ряд мер воспитательного характера. Они ущемляют финансовые интересы наименее развитых в экономическом отношении стран, чтобы научить их подчиняться воле «двойного большинства». Иными словами, дотации новичкам они по-прежнему давать не собираются, но намерены сделать все для принятия единой конституции.

Насколько эффективными окажутся эти меры, покажет будущее. Ряд обозревателей полагает, что эта затея ничего не даст. Малые страны могут заартачиться еще больше, и тогда с Основным законом придется распрощаться. Раскол в благородном семействе, о неизбежности которого так долго говорили скептики, станет реальностью. Однако Романо Проди придерживается иной точки зрения. Он верит в успех, казалось бы, безнадежного дела. В начале февраля соберется очередное заседание Совета ЕС, и вопрос о принятии конституции опять станет ребром.

"