Posted 27 декабря 2013,, 20:00

Published 27 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:33

Updated 8 марта, 04:33

Липовая елка

Липовая елка

27 декабря 2013, 20:00
Незадолго до Нового года польский механик-любитель сделал себе оригинальный подарок – он завершил создание копии суперкара McLaren F1, которая обошлась ему в 33 тыс. долларов (притом что цена оригинала зашкаливает за миллион долларов). А в Москве открылась выставка, на которой можно увидеть реплику (копию) короны Росси

Житель Ярославля Роман Громов является обладателем сразу нескольких копий брендовых вещей: планшета, телефонов, часов, одежды. Все это он заказывает через Интернет. «Я всегда старался находить копии хорошего качества. Одежда, например, у меня даже из лучших тканей, чем у оригинала. Телефоны и планшеты работают до сих пор», – рассказал «НИ» Роман. По его словам, если планшет еще можно было отличить от настоящего, то распознать копию швейцарских часов не смог никто.

Копии товаров известных брендов появились на российском рынке несколько лет назад. Эти вещи также называют словом «реплика», что означает высокую степень схожести с оригиналом. Широко продаются копии телефонов, часов, алкоголя, одежды и музыкальных инструментов. Стоят они на порядок дешевле, производятся в основном в Китае. Продавцы уверяют: их товар практически неотличим от оригинального как по внешнему виду, так и по качеству. Однако зачастую именно качество оставляет желать лучшего, а внимательный взгляд помогает узнать подделку.

В случае с телефонами это сделать проще всего. Так, у реплики iPhone вы никогда не найдете фирменную операционную систему Apple – iOS. На репликах практически всегда стоит Android. Это видно даже на фотографиях моделей, которые вставляют в каталог продавцы. Веселит и перевод меню. Так, вместо «введите PIN», вас попросят ввести «булавку», вместо Bluetooth вы увидите «голубой зуб», а вместо слов «подключение удалось» окажется, что удалось «спаривание». Еще одна характерная черта подделок – короткий срок службы. На одном из сайтов, где продаются реплики iPhone 5S, на вопрос о том, сколько же будет работать телефон за 3 тыс. рублей, продавец честно ответил: «Полгода – год».

Многие продавцы сразу заявляют, что торгуют репликами, а не оригиналами товаров. Одна из продавцов реплик телефонов рассказала «НИ», что от оригинала ее товар отличается материалами, качеством сборки и техническими параметрами: «Люди в основном приобретают такие копии не ради мощности, а ради солидного дизайна, который они могут получить гораздо дешевле». Продавец добавила, что можно найти копии как очень высокого, так и низкого качества – «практически не отличимые от оригинала» смартфоны можно купить примерно за 8 тыс. рублей.

«Если электроника полностью копируется, заявляются такие же рабочие характеристики, как у оригинала, то права изначального производителя охраняются патентным законодательством, и он может защитить их через суд», – сказал «НИ» председатель Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов. Наш собеседник добавляет, что на практике все гораздо сложнее, так как отличия есть, пусть небольшие. Кроме того, производителей и продавцов копий трудно выявить, потому что «они, как правило, изначально не очень легальные», а в случаях с фирмами-однодневками «найти ответственную сторону практически невозможно». Именно поэтому мы слышим о громких исках Samsung против Apple и наоборот, а не о претензиях компаний к производителям реплик. Объясняя популярность копий товаров известных брендов на российском рынке, г-н Самохвалов отмечает, что реплики покупают, чтобы «выглядеть респектабельно с престижной вещью», а «все функции оригинала человеку могут быть и не нужны».

Если реплики смартфонов можно купить за несколько тысяч рублей, то реплики часов известных брендов – и вовсе за несколько сотен. Пройдясь по нескольким прилавкам, торгующим такими часами за 300 – 500 рублей, корреспондент «НИ» заметила много забавных неточностей. Например, на циферблате было написано название одной фирмы, а чуть ниже красовался логотип другой. Однако это не мешает репликам часов быть одним из самых популярных подарков на Новый год.

Копии часов подразделяются на несколько групп, – рассказал «НИ» Алексей Ломов, продавец реплик хронометров известных брендов: «Первая группа – «А». Это копии низкого качества, мало схожи с оригиналом, стоят порядка 300 – 1000 рублей. Вторая – «АА» – среднего качества, похожи на оригинал примерно на 70%, их цена – около 2 – 7 тыс. рублей. Третья – «ААА» – копии высокого качества или реплики, имеющие почти 100-процентное сходство с оригиналом, их отличает высокое качество как внешнего исполнения, так и механизма; имеют хронографы, сапфировые стекла, а стоят от 7 до 20 тыс. рублей. Четвертая – «ААА+» – премиум копии, реплики, которые помимо 100% сходства имеют еще и драгоценные материалы, которые используются в настоящих моделях, оригинальные ремешки и коробки, швейцарский механизм. Их стоимость – от 20 тыс. рублей». По словам продавца, копии четвертой группы способен распознать далеко не каждый мастер, а производят этот товар не только в Китае, а также в Австрии и Бельгии.

Еще один поддельный продукт, который в новогоднюю ночь может оказаться как под елкой, так и на праздничном столе, – реплики алкоголя. «Если приобретаете дубликаты у нас, можете быть уверены: большинство гостей не поймет, что имеет дело не с оригиналом. Вы сможете обеспечить алкоголем праздники на год вперед за те же деньги, которые потратили бы на одно большое мероприятие. Продукция не содержит опасных для здоровья и жизни добавок», – сказано на одном из сайтов, продающих реплики алкоголя. Там можно легко приобрести ром, водку, текилу, виски, джин, коньяк, вино, шампанское, вермут, абсент и бренди. Цена литра алкоголя в бутылке с надписью известного производителя на этом сайте не превышает 300 рублей.

«Производители и продавцы в случае с реализацией копий товаров должны нести гражданско-правовую и уголовную ответственность. Таким нарушителям можно приписать целый ряд статей», – прокомментировал для «НИ» торговый тренд Вадим Колосов – юрист, член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. Привлечь нарушителей можно по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), которая регламентирует ситуацию с присвоением авторства, по статье 147 УК РФ (нарушение изобретательских и патентных прав), по статье 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака). Отстоять свои права в гражданском процессе производителям оригиналов помогут статьи 1515 (ответственность за незаконное использование товарного знака) и 1250 (защита интеллектуальных прав) ГК РФ. Часто продавцам реплик грозят и другие статьи, например, за незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ).

«Популярность таких товаров обусловлена желанием человека казаться не тем, кто он есть на самом деле, а более успешным», – сказала «НИ» социальный психолог Наталья Варская. Она отмечает, что такие поступки характерны для истероидного, то есть демонстративного типа личности: «Эти люди подчинены мнению большинства, часто являются жертвой моды и рекламы».

В Германии подделки уничтожают на таможне

Выпуск и продажа подделок под чужие бренды в соответствии с законами Германии уголовно наказуемы, поэтому в немецких магазинах таких товаров не встретишь. Покупатели, которые осознанно не гнушаются подделками, заказывают их через Интернет из стран Азии. Там, к примеру, модницы могут заказать сумку за 200 евро, почти не отличающуюся от настоящей с ценников в 5 тыс. евро. Правда, велик риск, что посылка не будет получена вовсе. На границе такой товар в большинстве случаев конфискуется и затем уничтожается, а заказчик получает от таможенной службы грозное уведомление.
Чаще всего немецкие таможенники отлавливают подделки одежды, аксессуаров и часов известных брендов. А две недели назад в порту Гамбурга в трюме корабля, прибывшего из Азии, была обнаружена партия духов якобы от «Прада», «Армани» и «Кристиан Диор». То, что духи не отличались от оригинальной продукции только упаковками, понятно было даже неспециалистам. Скорее всего, отправитель предполагал, что продаваться подделки будут на блошиных рынках или распространяться частным образом.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"