Posted 27 ноября 2003,, 21:00

Published 27 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Только не надо кричать

Только не надо кричать

27 ноября 2003, 21:00
Не прошло и недели после «революции роз», как Грузия вновь закипела. Вчера студенты Тбилисского госуниверситета проводили митинг. Они потребовали к себе Нино Бурджанадзе, Михаила Саакашвили и Зураба Жвания –переходное руководство страны. В случае неявки представителей новой власти манифестанты обещали перенести митинг

То, что вчера происходило во дворе учебного заведения, до смешного напоминало недавние события на площади Свободы перед парламентом. Толпы людей, множество флагов, пламенные речи, громкие призывы. В стенах альма-матер интеллигентная молодежь устроила свою маленькую революцию. Студенты (а их в университетском дворе собралось порядка 3 тыс.) требовали, чтобы демократическая революционная тройка приструнила активистов молодежного движения «Кмара».

«Кмара «Кмара»!» – кричали митингующие. «Кмара» в переводе на русский означает «хватит». (Долой «Кмару»!)

На «Кмару» в дни революции опирались ведущие оппозиционные партии. «Кмара» первой ворвалась в здание парламента в минувшую субботу, затем в госканцелярию. «Кмара» была заводилой на площади Свободы. Ее программу – «10 шагов к свободе» – поддержали «Национальное движение» Михаила Саакашвили и блок «Бурджанадзе - Демократы». В Тбилиси утверждают, что Джордж Сорос вложил в «Кмару» 5 млн. долларов. Лидер этой организации Георгий Ониани сказал мне, что ей помогает не только фонд Сороса, но и несколько других западных структур. Вообще, при встрече кмаровцы не производят впечатление необузданного молодняка. Я была у них в офисе. Хорошие лица, умные глаза. Глядя на них, не поверишь, что это они избили лидера социалистической партии Вахтанга Рчеулишвили. За то, что у него «откровенно пророссийская» политика.

Очевидно, вдохновленные успехом парламентского штурма, активисты «Кмары» в понедельник вечером (24 ноября ) ворвались в здание госуниверситета и потребовали отставки ректора Роина Метревели. Неизвестно что было сказано руководителю вуза, но он тут же покинул свой кабинет. Позже он написал заявление об отставке, которое ученый совет не принял.

– Мы за радикальные изменения в стране, – рассказал мне Ониани. – За то, чтобы в правительстве, МВД, вузах – везде закончилась советская власть. Я был не против Шеварднадзе, но против системы, которую он создал. В этой системе далеко не последним был ректор госуниверситета Метревели. При нем, чтобы учиться на престижных факультетах: внешних связей, юридическом, журналистики, – нужно было дать взятку 10–20 тысяч долларов. Платили, поступали и не учились. Если так будет продолжаться дальше, Грузия останется без специалистов.

– «Кмара» – преступная организация, которую можно сравнить со штурмовиками при Гитлере, – сказал мне профессор уголовного права Заур Цулая. – Эти ребята помогли оппозиции прийти к власти, но теперь Бурджанадзе, Саакашвили и Жвания должны от них отказаться. После выборов власть станет легитимной, и ей не следует компрометировать себя связями с такими явно профашистскими организациями, как «Кмара», которую финансирует США. Пусть американцы не навязывают нам свою демократию.

– И Жвания, и Саакашвили, и Нино должны были уйти вместе с Шеварднадзе, – замечает Екатерина, служащая музея народного творчества, сочувствующая происходящему. – Они ведь работали вместе с ним. А отец Нино – ближайший друг Шеварднадзе. Тот когда-то дал ему большой грант, а потом сказал, чтобы он вернул деньги. Вот тогда и началась революция.

Студенты вместе с преподавателями намерены продолжать забастовку до победы. Новая власть, наученная опытом революции, это прекрасно понимает. Поэтому вчера в университет приехал кандидат в президенты от объединенных демократов Михаил Саакашвили. На требование студентов признать действия «Кмары» в отношении Метревели незаконными Саакашвили ответил отказом. Толпа закричала.

– Только не надо кричать, я могу привести 100 тысяч людей, которые перекричат студентов, – сказал будущий грузинский вождь и вошел в университет. Через некоторое время он вышел на крыльцо в обнимку с Метревели и сказал, что ректор остается. Площадь вновь загудела.

А в офисе «Кмары» мне тут же сообщили, что готовят ответные акции протеста. «Кмара», как заверил меня ее лидер Георгий, будет бороться за обновленную Грузию «до последней капли крови». И не важно, против кого придется вести эту борьбу.

– Если нынешние руководители все оставят по-прежнему, мы поднимем своих сторонников против них.

– А сколько у вас сторонников?

– Весь народ.

О том, что за «Кмарой» вся Грузия, мне в Тбилиси говорили все, с кем я встречалась, – лейбористы, «Новые правые», «звиадисты», депутаты. И даже таксисты утверждали, что так же, как они, думает весь народ.

"