Posted 27 мая 2009, 20:00
Published 27 мая 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:30
Updated 8 марта, 07:30
Уже стало общим местом говорить об испорченном вкусе значительной части нашего народонаселения. И смотрят- де в массе своей не то, и читают «неправильно». По-настоящему дискуссионны, на мой взгляд, здесь могут быть только две вещи: насколько массово искажены эти самые приоритеты и что первично – деградирующий перекос в предложении или глубинно низкопробные запросы.
Объективно о «запущенности ситуации» в полной мере судить, конечно, трудно. Но уже из сухой статистики валовой книгопродажи и российских бокс-офисов можно сделать вывод об интенсивности нарастания непритязательности спроса.
Касательно того, кто на кого сильнее влияет – «поставщики низкокачественного товара» или потребители оного, – то в политкорректной аналитике, естественно, преобладает точка зрения, что, мол, народ бы рад, да вот пичкают его всякой всячиной. Вкус и девальвируется. Постепенно и неуклонно. Предположу, что не все так однозначно. Для этого достаточно повнимательнее еще раз посмотреть на ситуацию хотя бы на примере самого свежего спроса (теле- и книжных рейтингов) и предложения. Рейтинг популярности – вещь, разумеется, вполне субъективная. Кто оценивает? На основании каких вводных? Но и абсолютно непредвзятую картину такого неконкретного явления, как «массовые пристрастия», вряд ли получишь. А мало-мальски добротные рейтинги в любом случае дают пищу для размышлений.
В Интернете есть несколько сайтов, определяющих на основе данных крупнейших торговых сетей и магазинов России рейтинг книжных продаж. А значит, с некоторой погрешностью и степень популярности той или иной книги. Данные иногда разнятся, но в целом несложно обнаружить устойчивые пересекающиеся точки приоритетов. Итак, за последний месяц в десятку самых популярных книг в стране входят 5 фантастических романов, 3 детектива и две книги, находящиеся скорее где-то на стыке между первой и второй стопками. Отмеченную тенденцию, к слову, подтверждает и библиотечная статистика, хотя этот спрос, как известно, весьма специфичен профессионально и по возрасту.
Речь, естественно, не о качестве того или иного жанра (это вопрос вкуса и вообще отдельный разговор), а лишь о том, насколько спрос читающей публики пропорционален предложению отечественных книжных издательств. Магазины забиты отнюдь не только фантастикой, детективами или даже классикой. И прямо скажем, часто по «предпродажной подготовке» и собственно оформлению иные предложения выглядят попривлекательнее, чем, к примеру, фантастические саги о вампирах. Значит окончательный выбор находится отнюдь не в прямой зависимости от навязываемого. То есть предложение в очень незначительной степени рождает спрос, который формируется, судя по всему, на основе иных вкусовых приоритетов и вне стен книжных магазинов.
Другая ситуация с телевидением. Вот, к примеру, как выглядит по «жанрам» первая десятка официального общероссийского зрительского рейтинга телепрограмм первой недели мая: 4 отечественных сериала, 2 старых советских фильма (мелодрама и комедия), 2 выпуска новостей, ток-шоу, концерт (специалисты подтвердят, что ситуация вполне типична и для других временных отрезков). Проверить не сложно: недельная картина приоритетов в пропорциях почти полностью совпадает с традиционной наполняемостью телепрограмм основных каналов. Одним словом: что показывают, то и ... любим. Случайно? Вряд ли! Телевидение – главное из искусств, так как самое доступное. Там и работают пристальнее. И результат другой.
Автор – заместитель главного редактора газеты «Новые Известия»