Posted 26 октября 2004,, 20:00

Published 26 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

«Он предложил себя вместо ребенка»

«Он предложил себя вместо ребенка»

26 октября 2004, 20:00
Вчера у стен Театрального центра на Дубровке в Москве прошли траурный митинг и молебен в память о жертвах теракта во время мюзикла «Норд-Ост». Ровно два года назад российские спецслужбы пошли на штурм здания, в котором бандиты удерживали более тысячи человек. По официальным данным, во время спецоперации погибли 130 чел

У Театрального центра на Дубровке людей вчера было немного. В основном друзья и родственники погибших. Они тихо разговаривали друг с другом возле крыльца здания, на которое 2 года назад в то трагическое утро выносили тела заложников.

Справа над соседним корпусом желтела растяжка с надписью «Институт человека», а рядом на стекле рекламный плакат какого-то сайта «Опыт дурака, или Ключ к прозрению». На ступенях стояли фотографии погибших, горели лампадки, лежали красные гвоздики, и среди них на маленькой табличке был перечислен другой опыт, кровавый: «Норд-Ост», Беслан, станция метро «Автозаводская», Грозный, Буйнакск… А рядом – цифры, как в долговых тетрадях, 40, 335, 130… Много названий и много цифр… Ключа к прозрению что-то не видно.

Теперь выжившие в «Норд-Осте» и родственники погибших подходят к плакату от бесланских учителей и читают полученные от них соболезнования. «Они понимают нас, а мы – их. Вот только понимают ли нашу боль и горе все эти депутаты и бюрократы. Они-то защищены от подобных бед», – говорила мне жена подполковника Константина Васильева. Они стояли вместе с дочерью Настей и держали портрет погибшего мужа. Понимания властей им пришлось добиваться целый год.

«Мужа убили в первый день. 24 октября. Он не был на мюзикле, и его не взяли в заложники, – рассказывает женщина. – Он пришел в Театральный центр, чтобы обменять себя на жизнь ребенка из числа заложников. Это был необдуманный поступок, порыв. Он прошел сквозь оцепления благодаря своему удостоверению сотрудника правоохранительных органов. Бандиты выслушали его, посмотрели документы, а потом расстреляли. Фамилию мужа даже не хотели вносить в список пострадавших. И только спустя год мы смогли доказать, что Константин погиб при исполнении служебных обязанностей. Спасибо сослуживцам. А так…»

Женщина не выдерживает и начинает плакать. Дочь берет ее под руку. Они отходят в сторону.

Рядом друг друга с днем рождения поздравляют два паренька. Тоже бывшие заложники, им повезло. Они жмут руку и виновато улыбаются Васильевой. Она кивает им головой. Они понимают друг друг, и знают, что речь чиновника от столичной префектуры о государственной поддержке бывших заложников звучала не для них, а для телекамер, которые снимали митинг и панихиду.



Справка «НИ»

КТО ОТВЕТИЛ ЗА «НОРД-ОСТ»

19 МАЯ 2004 ГОДА Московский окружной военный суд приговорил бывшего подполковника ФСБ, адвоката Михаила Трепашкина к четырем годам лишения свободы за разглашение государственной тайны. Сам Трепашкин, а также его адвокат утверждают, что бывший сотрудник спецслужб пострадал за то, что еще до захвата заложников в «Норд-Осте» передал своим бывшим сослуживцам информацию о появлении в столице одного из будущих участников теракта.

27 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА Мосгорсуд за организацию взрыва у «Макдоналдса» на улице Покрышкина в Москве приговорил Аслана Мурдалова к 20 годам, Алихана Межиева – к 22 годам, его брата Ахяда Межиева – к 18 годам лишения свободы. Еще один соучастник преступления – Хампаш Собралиев – приговорен к 15 годам заключения. Ранее решением суда один из подсудимых – Асланбек Хасханов – был отправлен на психиатрическую экспертизу. Эпизод о взрыве 19 октября 2002 года у «Макдоналдса» был выделен из большого дела по «Норд-Осту», так как, по версии следствия, организовала их одна и та же группа террористов. Поэтому и четырем осужденным за взрыв на Покрышкина было предъявлено обвинение в терроризме, захвате заложников на Дубровке, а также незаконном приобретении, хранении и перевозке оружия и взрывных устройств в составе преступного сообщества.

12 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА Лефортовский районный суд Москвы признал виновным в получении взятки и в совершении мошенничества и.о. инспектора паспортного стола ОВД «Нижегородский» майора милиции Игоря Алямкина и приговорил его к семи годам лишения свободы за оформление регистрации в столице Луизе Бакуевой, участвовавшей в захвате заложников на Дубровке. Мосгорсуд оставил приговор Алямкину без изменения.

19 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА Верховный суд Карачаево-Черкесии приговорил к двум годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима работницу паспортного стола Усть-Джегутинского района Риту Биджеву, которая за взятку в 5 тыс. рублей оформила паспорт на имя давно умершего человека одному из террористов, участвовавших в захвате заложников в «Норд-Осте». По этому делу также проходили в качестве посредников Шадид Борзаев, приговоренный к шести годам лишения свободы, и Луиза Даудова, осужденная на пять с половиной лет.

20 ИЮНЯ 2003 ГОДА Мосгорсуд признал виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников и приговорил к восьми с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима 25-летнего уроженца Чечни Заурбека Талхигова, который поддерживал телефонный контакт с террористами, захватившими заложников в Театральном центре на Дубровке.

После «неправильного» освещения трагедии «Норд-Оста» лишился работы гендиректор телекомпании НТВ Борис Йордан.


РУКОВОДИТЕЛИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ПОСЛЕ «НОРД-ОСТА»

Директор ФСБ России Николай Патрушев остался на своем посту.

Генеральный прокурор Владимир Устинов остался на своем посту.

Министр внутренних дел Борис Грызлов стал лидером прокремлевской фракции «Единая Россия» и спикером Госдумы.

Заместитель министра внутренних дел Владимир Васильев возглавил комитет по безопасности Госдумы.

Глава ГУВД Москвы Владимир Пронин остался на своем посту.

"