Posted 26 февраля 2007,, 21:00

Published 26 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Вымогательство по прейскуранту

Вымогательство по прейскуранту

26 февраля 2007, 21:00
С начала этого года столичные фирмы начали получать письма от Федеральной налоговой службы, в которых говорится о необходимости сдавать отчетность в электронном виде. В конце текста фискалы указывают, что помощь в составлении отчетности оказывают только две коммерческие компании – их реклама и прейскурант с достаточно

В прошлом году по статистике почти половина российских предпринимателей – 41% призналась, что им пришлось делиться своей выручкой с чиновниками. Причем деньги ушли не только на откровенные взятки. Бизнесменам пришлось переплачивать за оказание чиновниками подчас ненужных услуг, или работу с дружественными госструктурам фирмами, цены в которых подчас завышались. Игнорирование требований или предложений чиновников могло вызвать тщательные проверки деятельности компании. Подобные уловки предприниматели уже окрестили полулегальным вымогательством. Деловые люди признались социологам, что тратят почти десятую часть ежемесячной выручки на то, чтобы «накормить» госслужащих. И суммы только растут.

Секрет Полишинеля

Проблему новых, полулегальных видов поборов признают и бизнесмены, и защитники интересов потребителей, и адвокаты. «Этот вопрос один из самых острых и актуальных для малого и среднего бизнеса», – считает председатель Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Зачастую все поборы связаны с работой проверяющих инспекторов. «Вымогательства денег под страхом новых проверок – повсеместное явление в российской действительности, – с уверенностью заявил «Новым Известиям» президент Института верховенства права, адвокат Станислав Маркелов. – Это идеальный способ давления государства на любую частную компанию».

По словам Станислава Маркелова, придирки инспекторов это первый звоночек того, что у фирмы намерены требовать взятку. «Что делать, например, если пожарные говорят, что в вашей организации недостаточно выходов? – вопрошает адвокат. – Вы же не прорубите за два дня новый проход! Или, например, сотрудники СЭС приказывают вывести грызунов из подвала за три дня. А ведь найти фирму, которая соответствует всем требованиям, невозможно!»

Но так как чиновникам сейчас опасно напрямую требовать взятку, то они придумали и уже ввели в действие новые виды полулегальных поборов. Примером подобного вымогательства можно считать даже предложение пожарного инспектора купить плакаты, рассказывающие, как действовать во время ЧП. «Каждые три месяца ко мне наведывалась дама – пожарный инспектор, – рассказал «НИ» владелец одного из московских магазинов мебели, пожелавший остаться неназванным. – Сначала она придиралась к расположению огнетушителей, потом напрямую предложила купить у нее плакаты по 200 рублей каждый, пропагандирующие пожарную безопасность. Причем развешивать их она не просила».

Кооперация с частниками

Наиболее вопиющим примером поборов является «разводка» предпринимателей при помощи аффилированных, близких к госструктурам компаний. «Одна московская районная управа вынуждала компании устанавливать новые датчики, фиксирующие потребление света, воды и газа, – поделился с «НИ» один из руководителей столичной предпринимательской ассоциации. – Причем управа указывала на конкретную фирму, в которой нужно было купить прибор. Но цены в этой компании были в три раза выше, чем у конкурентов. Дело дошло до прямых угроз. Представители управы угрожали отключить свет, газ и воду, если бизнесмены не воспользуются услугами именно этой компании». Лишь объединившись, бизнесмены отбили нападки управы.

Свои дружественные компании, судя по всему, появились и у Федеральной налоговой службы. ФНС с начала 2007 года рассылает напоминания налогоплательщикам о том, что отчетность для компаний со штатом свыше 250 человек будет приниматься отныне только в электронном виде. К письму ФНС прилагает листовки с рекламой услуг двух частных операторов, которые эту отчетность составляют. С одной стороны, забота о гражданах, с другой – что это вдруг фискалы занялись рекламой частников?

В управлении ФНС по Москве «НИ» рассказали, что сегодня оператором электронной налоговой отчетности может стать любая компания. «Мы рассылаем информацию о двух операторах – «Такском» и «СКБ Контур», поскольку пока только они на этом рынке и работают, – заявили «НИ» в управлении. – Цены на эти услуги символические, речь идет о 5–6 тысячах рублей в месяц. Скоро операторов станет больше, и это может привести к снижению цен на услуги».

С этими аргументами можно поспорить. Во-первых, 200 долларов в месяц – сумма вовсе не символическая. Во-вторых, коммерческие партнеры ФНС явно интересуются оборотом. А он в Москве солидный. Одних промышленных предприятий в городе около тысячи. Это значит, что только с них можно собрать 200 тыс. долларов. А ведь есть еще и банки, институты, инвестиционные компании, фонды, транспортные предприятия. Так по зернышку можно «наклевать» миллионы долларов.

В Федеральной антимонопольной службе, как оказалось, не видят криминального в этой кооперации государства и частников. «Возможно, мы обратим на этот сектор IT внимание, когда он разрастется, но пока претензий у нас в этой связи нет», – сообщил «НИ» заместитель начальника управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи Дмитрий Рутенберг.

В компании «Такском» не скрывают, что прибыль на налогах получают высокую. «В прошлом году число наших абонентов выросло втрое, – рассказали «НИ» в компании. – Сильно вырастет оно и в этом году, потому что в электронном виде декларации будут сдавать уже компании со штатом свыше 100 человек». Безопасность передачи данных обеим фирмам обеспечивает ФСБ. И тоже, вероятно, не бескорыстно. Оно же способствует тому, что другим желающим выйти на этот рынок непросто. «Одних лицензий от ФСБ надо получить три штуки, плюс много других разрешений, – пояснили «НИ» в «Такскоме». – Мы-то работаем с ФНС с 2000 года и имеем хорошие отношения с госслужбами, а в целом желающих связываться с этой бюрократией не так много». Как знать, может быть, и рады бы «связаться», но чужаки в этом деле явно не нужны.

Помощь для своих

Некоторые чиновники предпочитают не связываться с другими компаниями, а помогают зарабатывать деньги своим структурам. В редакцию «НИ» пришла бумага из управления пожарного надзора по Восточному округу Москвы. Борцы с огнем предлагали провести среди сотрудников газеты противопожарный инструктаж. К письму прилагался уже готовый счет, в котором стоимость курсов для десяти человек превышала пять тыс. рублей. В послании говорилось, что это вынужденная мера, так как в районе слишком много пожаров в жилых домах и на предприятиях.

С вопросами о том, насколько законны такие предложения, почему именно 10 человек должны пройти курсы, а не 3 или не 50, имеют ли право работники пройти инструктаж в другой организации или вообще отказаться от услуги, «НИ» обратились в вышестоящую инстанцию – ГУ МЧС России по Москве. «Этот счет был направлен в редакцию как образец и носит рекомендательный характер, – пояснил «НИ» начальник пресс-службы управления Евгений Бобылев. – Если редакция сочтет нужным направить сотрудников на инструктаж, то она вправе сама решить, где его пройти».

Похоже, что именно после разговора с начальством окружные пожарные поспешили заверить «НИ», что у нас есть выбор. «В Москве обучением пожарной безопасности занимается более 500 фирм, как государственных, так и частных, – подтвердил «НИ» заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора УВАО ГУ МЧС РФ Раис Абдуллин. – У них есть лицензии МЧС и квалифицированные специалисты». К слову сказать, г-н Абдуллин признался, что письмо-счет почему-то было направлено лишь в одно учреждение в округе – в редакцию. Как будто уровень числа пожаров в округе зависит прежде всего от степени противопожарной готовности десятка сотрудников нашей газеты.

Нападайте сами

Опыт общения «НИ» с предпринимателями показал, что мало кто из них готов к откровенному разговору о полулегальных поборах. Почти никто не решился назвать своего имени. «Предприниматели не любят афишировать такие случаи, – объяснил «НИ» адвокат Станислав Маркелов. – Ведь им либо удается «договориться», либо приходится закрываться и начинать бизнес заново. Они боятся, что на них снова будут давить».

Адвокаты предлагают свою схему борьбы с госвымогателями. «Если у вас вымогает деньги чиновник «низшего звена», то нужно узнать его имя и должность и обратиться в правоохранительные органы – в отделы по борьбе с экономическими или должностными преступлениями, – поделился с «НИ» Станислав Маркелов. – Но этот способ борьбы неэффективен, если преступная инициатива исходит сверху и подобная практика стала системной. Решение проверяющей ревизии также можно обжаловать в суде, но на это уйдет полгода или год. За это время фирма просто умрет».

Надо признать, что адвокат ничуть не преувеличивает. И снова тому примером – многомесячная тяжба «Новых Известий» с чиновниками из Роспотребнадзора. Навязав редакции сомнительную проверку, санврачи попытались оштрафовать «НИ» за не менее сомнительные нарушения и тут же обязали проводить регулярные замеры оборудования и помещений. То есть пользоваться услугами все тех же санэпидемслужб. Но уже за деньги. Редакция подала в суд на ведомство г-на Онищенко. И один процесс выиграла. Но санчиновники не унимаются.

Бороться с поборами можно и по принципу «лучшая защита – это нападение». «Нетрудно предугадать, кто и с какими проверками может к вам нагрянуть, – продолжает г-н Маркелов. – Таких инстанций несколько – СЭС, пожарная охрана, районная управа, экологическая инспекция. Мне известны случаи, когда компании самостоятельно проводили у себя комплексный осмотр, после чего обращались в контролирующие органы – мол, смотрите, у нас все хорошо». Правозащитник добавил, что «для того чтобы устранить проблему в корне, нужно уничтожить огромный пласт никому не нужных инструкций и приказов». А для этого – провести ответную ревизию в госслужбах.

РЕКЛАМЕ НУЖНЫ ЗВЕЗДЫ

Государственные учреждения и чиновники, продвигая «в народ» услуги частных фирм, и сами порой вольно или невольно становятся участниками пиаровских кампаний, организованных бизнесменами. Жителям юго-запада столицы разослали недавно рекламные по сути материалы, касающиеся добровольного страхования жилья. На первой странице мэр Юрий Лужков призывает «уважаемых москвичей» застраховать квартиры, «не дожидаясь экстренных ситуаций». В коротком обращении, которое венчает факсимильная подпись градоначальника, объясняется важность и выгодность этого дела. На второй странице, подписанной директором городского центра жилищного страхования Алексеем Гуральником, сообщается, какие гарантии по возмещению убытков обеспечивает страхователям жилых помещений правительство Москвы. А вот третья страница представляет собой уже заполненное «Свидетельство о страховании жилого помещения в городе Москве» с серией, номером и указанием адреса гипотетического владельца полиса. Подписано оно гендиректором ОАО «Военно-страховая компания» Сергеем Цикалюком и скреплено печатью. Четвертая страница сообщает клиенту особые условия добровольного страхования и разъясняет, что нужно делать при наступлении страхового случая: разумеется, после звонка пожарникам или аварийщикам следует звонить в ВСК. Книжечка с квитанциями по уплате ежемесячных взносов прилагается.
Антимонопольная служба, к сожалению, на такую навязчивую рекламу внимания не обращает. А жаль. Иначе г-ну Цикалюку пришлось бы объяснять, чем услуги его компании лучше услуг других страховщиков и почему письмо мэра используют в коммерческих интересах всего лишь одного из многочисленных игроков рынка страхования.

"