Posted 26 января 2005,, 21:00

Published 26 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Побег по уставу

26 января 2005, 21:00
Вчера в подмосковном Солнечногорске младший сержант Василий Филинов был приговорен к шести месяцам пребывания в дисциплинарной воинской части. Он признан виновным в избиении рядового Дмитрия Опарина, одного из братьев-близнецов, сбежавших из части с оружием и застреливших по дороге двух милиционеров. За три дня до побе

В деле братьев Опариных с самого начала было много странного. Никто не мог понять, почему прослужившие полтора года ребята вдруг с оружием в руках сбежали из части. Военные тут же подкинули прессе «нужную» версию: дескать, Опарины были сектантами, вот и сбежали. Затем было феерическое выступление министра обороны Сергея Иванова, еще до получения результатов расследования заявившего: «Они прочли книгу «Убить мента» и пошли убивать». Про книгу «Новые Известия» уже писали. Наше расследование показало, что Опарины действительно много читали. Правда, не «Убить мента», а Библию. А в письмах домой писали, что им трудно служить, потому что они слишком правильные. Вчерашнее решение суда доказало, что близнецов вынудили бежать.

Братья-близнецы Дима и Саша Опарины дезертировали из войсковой части № 01451 в Солнечногорске 25 ноября прошлого года. По дороге они убили двоих милиционеров патрульно-постовой службы и забаррикадировались в частном доме в Дмитрове. После проведения спецоперации по их захвату в живых остался только Дмитрий. Александр, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством.

Следователи, общавшиеся с Дмитрием, отметили, что у парня на лице и на ногах ссадины и синяки. Дима рассказал им, что накануне побега его избил один из сержантов. Избил потому, что Опарин не хотел заниматься дедовщиной. Проверка подтвердила его слова, удалось легко установить и личность сержанта. Им оказался 20-летний Василий Филинов, призванный из Алтайского края в одно время с Опариными – летом 2003 года.

По материалам уголовного дела вечером 22 ноября прошлого года Василий Филинов сдавал наряд, а Дмитрий Опарин – принимал. Рядовой зашел в комнату отдыха суточного наряда, где находился Филинов. В комнате было темно – лампочки и выключатель давно не работали. «Тут всегда темно, – сказал сержант. – Ты что, в первый раз?» Узнав, что перед ним новичок – раньше Дмитрий нес службу только в карауле, – Филинов завел разговор о дедовщине.

«Он высказал недовольство мной в том плане, что я не принуждаю младших по сроку службы сослуживцев к неуставным отношениям, например приносить сигареты, – скажет потом Дима на допросе. – Схватил за воротник бушлата, потом ударил кулаком в лицо, отчего я упал на топчан». Парень попытался оттолкнуть взбесившегося сержанта, но тот отскочил и начал бить ногами, нанося удары по голове и телу. Жертва только закрывала руками лицо, даже не пытаясь сопротивляться.

Дмитрий не хотел, чтобы его ссадины кто-то видел. Вместо ужина он отправился к брату, стоявшему, как обычно, в карауле. Саша отвел его к своему непосредственному начальнику – командиру роты батальона связи Денису Дядиченко. «У нас с Опариным были доверительные отношения, мы дружили, – рассказал на суде Дядиченко. – Я решил, что не стоит скрывать этот конфликт, и предложил Дмитрию пойти к начальнику штаба своего батальона и рассказать все ему». Комбат заставил написать объяснительную и сказал, что в наказание Филинов на весь день отправится в рабочую команду выполнять грязную работу.

Дима расслабился. Но солдаты не считают такое поведение подвигом. К тем, кто рассказывает о неуставных отношениях на службе, применяется хлесткое слово «стукач». Уже на следующий день, 23 ноября, на построении близнецы слышали, как друзья Филинова выкрикивали угрозы в адрес пожаловавшегося – все почему-то знали, кто «сдал» сержанта. «24 ноября в обед Саша предложил убежать из части во время несения караула, – вспоминал Дима, давая показания. – Я пытался его отговорить, но он сказал, что если я с ним не побегу, он сделает это один. Мы решили уйти с оружием – если нас попытаются вернуть в часть, мы застрелимся».

На заседании суда Дмитрий Опарин отсутствовал. «Он сейчас проходит психиатрическое освидетельствование в институте Сербского, – сообщил «Новым Известиям» и.о. председателя Солнечногорского военного гарнизонного суда Владислав Рябов. – Но если бы он решил появиться на суде, было бы организовано этапирование, и его под конвоем доставили бы в любом случае. Но он не пожелал. Боится. Написал заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие». Интересы пострадавшего на суде представляла адвокат Раиса Сотникова.

Вчерашний суд начался с признания. Младший сержант Василий Филинов полностью признал свою вину и попросил проводить судебное разбирательство в особом порядке. «Это упрощенный порядок, без допроса свидетелей, без зачитывания показаний пострадавшего, – объяснил председательствовавший судья Вячеслав Клец. – Но при этом назначается наказание не более двух третей максимальной санкции».

Но представитель потерпевшего Дмитрия Опарина не согласилась с особым порядком проведения судебного разбирательства. «Необходимо, чтобы это дело рассматривалось в общем порядке, с исследованием всех доказательств, – рассказала «НИ» защитник Опарина Раиса Сотникова. – То, что здесь произошло, можно будет потом использовать для защиты Димы по второму делу, в котором он проходит подсудимым. Например, его объяснительную записку».

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что капитан Капустин, получивший объяснительную записку от Опарина, в нарушение устава почему-то передал ее не своему непосредственному начальнику, а начальнику сержанта Филинова, майору Дмитрию Семину. Судя по всему, именно от него сослуживцы сержанта узнали, кто «настучал» на него. По решению суда майор Семин, капитан Капустин, его начальник капитан Денисов и еще ряд офицеров части будут привлечены к дисциплинарной ответственности.

«Василия Филинова пытаются сделать «козлом отпущения», – заявил адвокат младшего сержанта Сергей Бородулин во время судебных прений. – Опарин совершил преступление. И сторона потерпевшего стремится донести до всех мысль, что действия моего подзащитного стали причиной ухода Опариных из военной части».

Тем не менее суд признал младшего сержанта Филинова виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия в отношении рядового Опарина. Василий Филинов осужден на шесть месяцев. Этот срок он будет отбывать в дисциплинарной воинской части в Нижегородской области. Также ему запрещено в течение года занимать командные должности. До конца воинской службы Филинову оставалось полгода. После отбывания наказания он обязан будет дослужить этот срок в Солнечногорске.

"