Posted 25 декабря 2013,, 20:00

Published 25 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:34

Updated 8 марта, 04:34

Больше дров

Больше дров

25 декабря 2013, 20:00
Вчера председатель комитета лесного хозяйства Подмосковья рассказал о проблеме бесконтрольной вырубки елей, которая началась в столичном регионе в преддверии Нового года. Проблема, так обеспокоившая чиновника, не находит реакции среди самих жителей области: их больше волнует масштабное уничтожение лесов, которое санкци

На днях зампред правительства Подмосковья Петр Иванов заявил, что благодаря новому шоссе от МКАД до Шереметьево в 2014 году можно будет доехать за семь минут. По его словам, это станет возможно благодаря той самой дороге, против строительства которой протестовали в свое время защитники Химкинского леса, – дублеру шоссе Москва – Санкт-Петербург. Ввод в эксплуатацию первого его участка, ведущего как раз к аэропорту, намечен на декабрь наступающего года.

С тех пор как гражданские активисты проиграли битву за Химкинский лес, под угрозой оказался целый ряд подмосковных зеленых массивов. По данным портала activatica.org, запущенного в сентябре защитниками Химкинского леса, вырубка грозит Селятинскому лесу на дальнем юго-западе области (между Апрелевкой и Наро-Фоминском), Троицкому лесу близ Новой Москвы, Битцевскому лесу. На юго-востоке опасность нависла над Цаговским лесом в районе Жуковского, севернее – над национальным парком «Лосиный Остров». Исчезнуть с карты Подмосковья может Сходненский лес, что к северу от Химкинского, а также Губайловский парк и Опалихский лес в Красногорском районе, что к западу. Наконец, в опасности оказались зеленые насаждения на пути платной Центральной кольцевой автодороги, работы по прокладке которой должны начаться в 2014 году, а завершиться – в 2022-м. Трасса пройдет сквозь Клинский, Дмитровский, Пушкинский, Ногинский и другие районы области.

Жители Красногорска в минувшее воскресенье провели митинг против вырубки Губайловского парка, на территории которого планируется возвести жилой комплекс под расселение из ветхих частных домов. Активисты собрались у здания местного дома культуры, чтобы потребовать у властей ответа, как в зону жилищного строительства попала территория, которую по генплану застраивать нельзя. Дело в том, что застройщик выиграл объявленный властями аукцион на развитие участка площадью в 8,48 га, а спустя какое-то время утвердил проект планировки участка уже в 11,3 га (оба документа есть в распоряжении «НИ»). Иными словами, участок загадочным образом прирос на три гектара, которые занимают зеленые насаждения. Причем прирос он, по мнению жителей, незаконно – эта территория закреплена в генплане Красногорска как рекреационная, и перевод ее в другую категорию законодательством запрещен.

Власти на недовольство жителей пока реагируют отписками, рассказал «НИ» участник движения «Спасем Красногорск» Александр Иванов: «Пока ведомства играют на противостоянии жителей, стравливая нас между собой, и никак не комментируют противоречия юридического толка. Нас представляют как каких-то сумасшедших экологов, которые борются за кустарники, мешая людям переезжать в нормальное жилье».

По словам г-на Иванова, в среду один из активистов движения отправил в Общественную палату РФ предложения по предотвращению подобных ситуаций в других районах области. В частности, лидеры движения хотят формализовать в законодательстве определение «городского леса». Дело в том, что в Лесном кодексе РФ есть перечень запретов, связанных с уменьшением их площади вырубкой, строительными или хозяйственными работами, а вот определение городского леса отсутствует. «Наш Губайловский парк парком не является. Это естественный лес, где встречаются сосны возрастом в 200 лет. Сам город много моложе. А чиновники, пользуясь неточностью в законе, говорят, что это просто поросль, которую можно вырубать», – рассказал «НИ» г-н Иванов.

Другое предложение активистов – утвердить на региональном уровне новые нормы выдачи разрешений на вырубку лесов. По словам Иванова, соответствующий порядок в подмосковном законодательстве очень несовершенный: «Администрация Подмосковья выдала нашему застройщику разрешение, в котором количество отведенных под вырубку деревьев указано. А границы участка не указаны, план участка не утвержден, деревья не пронумерованы, контроль над работами не ведется. То есть, получив санкцию на вырубку 290 деревьев, можно вырубить все». В столице, по мнению Иванова, порядок вырубки гораздо более адекватный: «В Москве за десять дней до начала работ устанавливаются информационные щиты. Мы же узнаем о вырубке, когда видим поваленные деревья».

Наперекор Генплану пошли и власти химкинского микрорайона Сходня, где рекреационная, согласно Генплану, зеленая зона в других документах почему-то оказалась отнесена к категории «земли поселений» и поделена на участки под постройку коммерческого оздоровительного комплекса, офисных зданий и индивидуального жилья. Возводить это все планирует застройщик, который этой осенью уже огородил лес высоким забором, охватывающим, по наблюдениям жителей, большую территорию, чем в кадастровой карте. «Сходненский лес остался единственным и последним зеленым массивом и местом отдыха жителей Сходни. Единственным природным буфером, который хоть как-то уменьшает техногенную нагрузку на микрорайон Сходня от Ленинградского шоссе, от существующих и строящейся новой взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево» и от новой автомагистрали Москва – Санкт-Петербург», – увещевают местные жители в открытом письме в областные Комитет лесного хозяйства, Министерство экологии и природопользования и другие ведомства.

Федеральные власти тем временем строят планы на один из крупнейших лесных массивов Подмосковья, имеющий к тому же статус национального парка, – «Лосиный Остров». В декабре Росавтодор обратился к губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву с просьбой выделить на территории леса участки площадью в 100 га под строительство трассы-дублера Щелковского шоссе, которое, по данным Росавтодора, исчерпало свою пропускную способность и очень перегружено. После появления публикаций в СМИ Росавтодор эти намерения отверг, заявив, что «никаких работ по проекту строительства дублера Щелковского шоссе с затрагиванием территории парка «Лосиный Остров» не ведется», а «решение по данному проекту еще не принято, продолжаются обсуждения на уровне Минприроды, администрации Московской области». Однако спустя несколько дней ведомство наличие соответствующих планов подтвердило, назвав, правда, другую цифру площади, отводимой под вырубку, – 32 га.

Руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко в беседе с «НИ» убежден, что площадь уничтоженного леса значения не имеет, ущерб все равно будет неизбежен: «Проблема не в ста или тридцати гектарах, а в фрагментации территории леса. Самый главный ущерб в том, что цельные массивы разделяются на мелкие и начинают по отдельности деградировать».

Под угрозой остаются и те зеленые массивы, которые активистам из числа местных жителей удалось отстоять. Так, в июле этого года 10-й арбитражный апелляционный суд признал незаконной застройку Селятинского леса под Наро-Фоминском, где планировалось вырубить 73 га леса под многоэтажную застройку. Застройщик, однако, от своих претензий на участок не отказался и обжаловал решение. Судебное разбирательство продолжается до сих пор.

Борьба за подмосковные леса вышла далеко за пределы Химок еще и потому, что люди научились придавать проблемам широкую огласку, убеждена в беседе с «НИ» лидер движения «Экологическая оборона Московской области» Евгения Чирикова, ранее возглавлявшая Движение в защиту Химкинского леса: «Увеличилась гражданская активность, и это прекрасно, потому что госорганов, отстаивающих наши «зеленые легкие», у нас нет. Люди наблюдают распространение рака и сердечно-сосудистых заболеваний, сопоставляют эту статистику с фактами вырубки лесов и начинают бороться». Однако, по словам г-жи Чириковой, проблема вырубки лесов не только стала более резонансной, но и объективно распространилась: «Алчные чиновники на местах все чаще стремятся делать легкие деньги».

В Германии взамен вырубленных лесов принято сажать новые

«Железный» канцлер Германии Отто фон Бисмарк однажды сказал: «Моему доверию к характеру моего преемника был нанесен удар, когда я узнал, что он велел срубить вековые деревья. Я бы скорее простил политические разногласия, чем это гнусное уничтожение вековых деревьев, в отношении которых он злоупотребил правом хозяина». Испокон века в немецкой традиции под «правом хозяина» принято понимать в первую очередь право щадить лес и, прежде чем принять решение о вырубке того или иного его участка, отмерить семь, а то и больше раз. Когда речь заходит об уничтожении в строительных целях лесных массивов, согласования длятся не один месяц, а иногда и многие годы. Так, согласования и суды, связанные со строительством франкфуртского аэропорта, длились около 30 лет.
Бывали случаи, когда под напором общественного мнения и кампаний в СМИ первоначальные проекты строительства дорог либо отменялись вовсе либо подвергались серьезной корректировке. В Германии любой житель имеет право получить доступ к документации по будущему строительству, ко всем планам и расчетам. При такой прозрачности никаких ведомственных секретов не существует и в помине. И если вырубка леса при будущем строительстве дороги человеку или группе лиц покажется неправильной, подается иск в арбитражный суд. Если же суд первой инстанции вынес решение в пользу строителей и вырубка леса началась, а суд второй инстанции это решение отменил, то строители обязаны будут посадить лес на месте вырубленного.
В конкурсе проектов будущей дороги едва ли не в первую очередь рассчитываются предстоящие потери лесного хозяйства. Фиксируется количество и возраст деревьев и в обязательном порядке сроки восстановления того леса, который предстоит уничтожить. А если лес, через который должна пройти будущая автотрасса, относится к категории элитного, разрешение на его вырубку может быть выдано только при условии посадки деревьев тех же пород в другом месте. Сокращение площади подобных лесов согласно законодательству недопустимо.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен


В США при строительстве дорог деревья пересаживают в другие места

В связи с ростом автопарка во многих штатах США несколько лет назад началось масштабное расширение внутригородских магистралей и загородных скоростных дорог – хайвэев. В Чикаго, например, при населении в 2,7 млн. человек число зарегистрированных автомобилей превысило 3 млн. Еще примерно столько же автомобилей числится в пригородах. По данным чикагской мэрии, в часы пик на дорогах города и прилегающих магистралях одновременно находятся около 2,5 млн. машин. Расширение и продление главной чикагской магистрали Lake Shore Drive, протянувшейся на десятки километров вдоль набережной озера Мичиган, а также расширение дорог в пригородах и в районе чикагского аэропорта O’Hare, обошлось в 2012-2013 годах в 2 млрд. долларов. Примерно 15% из этой суммы было потрачено на пересадку деревьев и кустарников, оказавшихся на пути дорожных строителей. По американским законам вырубать деревья и кусты при прокладке дорог нельзя. Растения пересаживают в пригородные лесные массивы, либо в городские парки. Помимо сотен рабочих и десятков грузовиков, в пересадке участвовали также специалисты по подобным процедурам. Они следили, чтобы корни деревьев и кустарников были надлежащим образом извлечены и упакованы в мешки с свежей землей и удобрением. По данным чикагской мэрии, только весной и летом нынешнего года подобным образом были пересажены около 700 больших многолетних деревьев и десятки тысяч небольших деревьев и кустов.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

"