Posted 25 ноября 2003,, 21:00

Published 25 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Блаженны миротворцы

25 ноября 2003, 21:00
Во вторник в своей московской резиденции в Чистом переулке Алексий II принял патриарха всея Грузии Илию II. Их беседа предваряет четырехстороннюю встречу, в которой примут участие католикос всех армян Гарегин II и духовный лидер мусульман Закавказья шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде.

Историческая встреча религиозной «большой четверки» СНГ планировалась задолго до «бархатной революции» в Грузии. И чуть не сорвалась: Его святейшество Илия II неожиданно заявил, что события в Тбилиси не позволяют ему покинуть родину. Заявление было им сделано в то самое время, когда начались переговоры Шеварднадзе с лидерами оппозиции при посредничестве министра иностранных дел России. Патриарх в политическом противостоянии занял нейтральную позицию, не совсем понимая, когда и чем дело кончится. Кончилось вечером того же дня – переменой власти. Спустя сутки Илия II вернулся к изначальному решению: лететь в Россию.

Слава Богу, что прилетел. Без участия патриарха всея Грузии «саммит четырех» лишался смысла. Алексий II и Илия II поддерживают очень тесные контакты, у их Церквей общее прошлое. Но еще ни разу они вдвоем не проводили диалог с «инославными».

Каковы бы ни были намерения, у каждого из лидеров на Кавказе сегодня свои интересы. До 1917 года, как известно, православные грузины, армяне-монофизиты и мусульмане жили по-добрососедски, зная, что в случае какой заварухи русский царь-батюшка приструнит, не разбираясь, кто прав, кто виноват. В годы советской власти так же, без разбора, на Кавказе гнали всех верующих (впрочем, не с той жестокостью, как в России). Но в конце 80-х, едва поводок центральной власти ослаб, религиозное сознание в трех республиках стало самым решительным образом влиять на сознание национальное. Поэтому в разгар Карабахского конфликта не смогли ни о чем договориться духовные лидеры, провалилась и посредническая миссия Московского Патриархата: на его гонцов с обеих сторон смотрели, в лучшем случае, с подозрением. Более того: десять лет назад, когда Алексий II и Илия II обратились к президентам Ельцину и Шеварднадзе с воззванием «остановить распад братских отношений между нашими народами и государствами», голоса их остались голосами вопиющих в пустыне.

В силу сказанного, не стоит ожидать от четырех духовных лидеров чудес. Они в первую очередь попытаются не усмирить свои и ублажить чужие народы, но заключить пакт о взаимном ненападении, сепаратный договор. Влиять вчетвером на президентов стран Кавказского региона им не по силам, поскольку и в одиночку-то в полной мере каждый не является пророком в своем отечестве.

Но даже если пророков не слышат, их проповедь все-таки заслуживает сочувствия и уважения.

"