Posted 25 августа 2009,, 20:00

Published 25 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Полный дресс-код

Полный дресс-код

25 августа 2009, 20:00
Несмотря на финансовый кризис, в Министерстве обороны не теряют надежды на то, что личный состав армии и флота будет переодет в ближайшие три года, чем и продолжают успешно заниматься. Правда, не в таких масштабах, как планировалось. Между тем полным ходом идет смена униформы в органах внутренних дел, в собственных мун

На прошлой неделе СМИ распространили информацию о том, что знаменитый кутюрье Валентин Юдашкин заявил, будто он разорен из-за отказа Министерства обороны от дальнейших закупок разработанной им новой военной коллекции. Называлась даже сумма, на которую нехорошие генералы «нагрели» труженика Юдашкина – пять млн. долларов.

Новость оказалась «уткой». По сообщению пресс-службы модельера, он не только не разорен, но, более того, подписал с военными авторский контракт надзора. В свою очередь, Минобороны подготовило документ, который узаконит новый облик армии. Проект указа передан в администрацию президента.

Папаха на шапку, шапка на папаху

Вообще история с «мундирами от Юдашкина» в последнее время обрастала детективными деталями. В мае начальник тыла Вооруженных сил РФ, замминистра обороны генерал-полковник Дмитрий Булгаков сообщил журналистам, что личный состав армии и флота будет переодет в ближайшие три года. Переход на новую форму предполагается вести планомерно, без оглядки на финансовые невзгоды. При этом еще 30 апреля глава комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявлял: «С учетом сокращения расходов на вещевое обеспечение армии и флота вести разговор о введении новой формы вообще не стоит. Параметры сокращенного военного бюджета на 2009 год не позволяют выделить средства на ее пошив». По словам г-на Озерова, на эти цели из бюджета должно было уйти 2,269 млрд. рублей, но при составлении антикризисного бюджета такая сумма «даже не обсуждалась». А теперь – вот новый поворот: со дня на день переобмундирование будет узаконено.

Предыдущую смену гардероба в армии провели в 1992 году по распоряжению Бориса Ельцина. Все силуэты были срисованы с формы войск стран НАТО. Спустя шесть лет каракулевые папахи у полковников и генералов были заменены шапками – на дворе был дефолт, а швейные машинки скрипели каракулем. Но в 2005 году Владимир Путин распорядился вернуть генералам и полковникам их папахи, а заодно уменьшить размер верхнего поля офицерских фуражек и убрать с них орлов.

Когда министром обороны стал Анатолий Сердюков, почти сразу им была озвучена идея очередного «переформатирования» армии. Эту задачу он назвал куда более важной, чем улучшение бытовых условий в казармах и гарнизонных городках. Тендер на создание экспериментального обмундирования был объявлен в июле 2007 года, при этом на пошив образцов новой одежды выделили 100 млн. рублей. В конкурсе приняли участие несколько известных компаний, в финал вышли модельеры Игорь Чапурин и Валентин Юдашкин, который в итоге все и перекроил.

Импортное сукнецо кусается

Самые заметные изменения претерпела парадная форма: на офицерских мундирах стало больше золотого шитья. На повседневных мундирах исчезли накладные карманы. Воротник у «камуфляжа» подняли выше, на летней полевой форме появился капюшон. «Полевка» и комплекты спецобмундирования, в которых военнослужащие работают на боевой технике, пропитываются специальным составом, придающим форме термоустойчивость. Большинство элементов формы изготовлены из натуральных материалов.

Удобно, элегантно, современно... При этом комплект формы для солдата обойдется россиянам в 120–130 тыс. рублей. Офицерская форма будет дороже нынешней в четыре раза, генеральская – в пять. Чтобы одеть капитана, военному ведомству придется выложить 300 тыс. рублей, генерал-майора – 500 тыс. Военные объясняют такую дороговизну тем, что ряд деталей новой формы имеет импортное происхождение. Сам модельер – использованием передовых технологий и новейших материалов. Плюс, разумеется, своим товарным знаком.

Несмотря на экономические неурядицы, процесс переодевания пошел. Этим летом все выпускники военных училищ, институтов и академий получили парадные и повседневные мундиры и полевую форму «от Юдашкина». В Тыле Вооруженных сил утверждают, что военнослужащих будут переодевать «по мере завершения сроков носки их прежней формы».

В таких обстоятельствах чиновникам Минобороны приходится создавать видимость режима экономии. Как рассказал на прошлой неделе генерал-полковник Дмитрий Булгаков, с 2012 года офицеры и контрактники будут сами покупать себе военную форму. «Мы хотим уйти от старой системы, при которой военнослужащий получал форму, исходя из среднегодового износа, независимо от того, нужна ли ему новая», – пояснил генерал Булгаков. При новой системе офицеры по окончании вуза или присвоении очередного воинского звания получат полный вещевой комплект (15 предметов), а в дальнейшем им будут выплачиваться деньги (около 30 тыс. рублей), и офицер сам станет определять, что ему нужно покупать, исходя из личных потребностей.

Что за милиция без бейджиков?

Два года назад новую форму уже получили милиционеры. Причину «реформирования» объясняли просто: чтобы отличаться от военных. «Нынешняя форма не слишком-то индивидуальна, – заявил на демонстрации образцов одежды министр внутренних дел Рашид Нургалиев. – Порой сложно понять, кто перед тобой – милиционер, военный или вообще охранник с рынка».

Цветом обмундирования, как изначально предполагалось, дело не ограничилось. Рашид Нургалиев распорядился полностью переодеть подчиняющиеся ему структуры. Вместе с МВД форму поменяли еще два ведомства. Работникам Федеральной службы охраны и Службы специальных объектов при президенте РФ предписано теперь носить черную форму – такую же, как у «эфэсбэшников». Согласно указу, военнослужащие ФСБ, ФСО и Службы спецобъектов облачались в «предметы военной одежды (кроме костюмов летних и зимних полевых, шапок и воротников меховых) иссиня-черного цвета с рубашкой (блузой) голубого (белого) цвета». Поменяли цвета и сотрудники СИЗО и колоний, перейдя со светло-зеленой формы на серо-синюю. Свою особую форму получили инспекторы ГИБДД. Несмотря на замечания, что это является «чистой воды самодеятельностью», поскольку «уже существует единая милицейская форменная одежда».

В рядах милиции сразу нашлись критики новшеств. Одним пришлись не по душе светлые воротнички рубашек, другим – зимняя одежда, которая грела хуже прежней: ветер студил руки и спину. Тем не менее средства, отпущенные на это грандиозное мероприятие, призванное улучшить имидж правоохранителя, были освоены. Заметим, что старый комплект формы сотрудника милиции стоил 17 880 рублей, тогда как новая, из импортных материалов, – вдвое дороже. Эксперты подсчитали, что на деньги, выделенные под этот карнавал, пяти с лишним млн. стариков можно было бы выплатить разовую прибавку в размере средней пенсии.

«Но это временно, – объяснил накладность проекта Рашид Нургалиев. – Ткани будем производить в России, увеличим срок носки формы до пяти лет за счет качества». Но пока ни о том, ни о другом что-то не слышно. Зато одновременно с распоряжением главы МВД покончить с коррупцией в милицейских рядах пришло еще одно любопытное сообщение. Министр потребовал указывать фамилию милиционера на новой форме. Предполагается, что на груди стража порядка будет красоваться именной бейджик.

Простой монашеский прикид

Эпидемия «дресс-кодомании» в последние годы захлестнула многие ведомства и организации. В мантии облачился судейский корпус (у конституционных судей, понятно, мантии свои – спецзаказ). Новой униформой обзавелись почтовики и проводники поездов. В 2004–2006 годах «обновил» свой летный персонал и сотрудников наземных служб «Аэрофлот». Причем подошел к этому со знанием дела. Полный комплект для бортпроводников состоит из 19 предметов: две юбки, три блузки, трикотажные жилет и жакет, брюки, пиджак, два шелковых шарфа, плащ с капюшоном, пальто, широкий шерстяной палантин, зимняя шапка-боярка с мехом, фартук, шейный платок, колготки, кожаные перчатки...

Свои облачения православные иерархи не считают предметом роскоши.
Фото: WWW.PATRIARCHIA.RU

Разумеется, есть профессии, представителей которых, более чем кого-либо другого, по одежке встречают. Но, во-первых, важно, на чьи средства пошита одежка. А во-вторых – как еще проводят.

В пору кризиса во многих церквях зазвучали проповеди об алчности, стяжательстве, предпочтении материальных благ духовным. Любопытно между тем заглянуть в прайс-лист головного производственного предприятия РПЦ «Софрино»: «Облачение архиерейское, лен, вышитое гладью, от 71 300.00. Облачение архиерейское, бархат, вышивка, от 165 000.00. Митры, от 17 до 80 тыс. Панагии (нагрудные иконки Богородицы. – «НИ»), от 29.900 до 92 тыс. (без стоимости цепи)». При этом мы говорим о тех предметах облачения, которые указаны в доступном всем интернет-каталоге. А ведь наше высшее духовенство предпочитает шить на заказ. При этом в гардеробе не одно, а как минимум девять облачений – по цветам светового спектра (каждый цвет символизирует определенный вид святости) плюс черное – знак отречения от мирской суеты и богатства – и белое, надеваемое в праздники, посвященные Иисусу Христу, и при совершении крещения, венчания и отпевания. Однако и эти два аскетичных одеяния архиереи норовят украсить золотым и серебряным шитьем, иконами и изображениями ангелов.

В позапрошлом году тогда еще митрополит Кирилл высказался за введение налога на роскошь в России, столица которой «на первом месте в мире по количеству «роллс-ройсов», «майбахов», «ламборджини» и «феррари».

Поневоле хочется добавить: и самой дорогой спецодежды.

В арабских странах роскошествует в одежде военное командование

По обмундированию, его стоимости и качеству изготовления можно судить о боеспособности армии и даже об уровне жизни в стране.
В Сирии, что поразило корреспондента «НИ», военное обмундирование можно приобрести на любом базаре. Офицеры покупают здесь форму на собственную, небогатую по мировым, но приличную по местным меркам зарплату – 200–300 долларов. Военные составляют привилегированную и обеспеченную касту в Сирии, где служить в армии традиционно считается престижным, поскольку за полвека своей независимости страна непрерывно воевала. На пошиве офицерского обмундирования зарабатывают тысячи частных портных и артелей. Полный комплект офицерской формы (брюки, рубашка, френч, ботинки и фуражка) обходится недешево – как минимум в две зарплаты офицера низшего звена. Солдаты, которых рекрутируют на два года, получают свою форму бесплатно. Стоимость менее вычурного солдатского облачения невысока. В стандартный комплект входят гимнастерка, брюки и фуражка цвета хаки. Репортер «НИ» всего за 10 долларов приобрел в качестве сувенира у бедуина на базаре камуфлированную куртку. Все товары разложены на грязном деревянном ящике, посреди фисташковой скорлупы и обычных для восточного базара усеивающих землю зловонных объедков.
В отличие от Сирии силовики в Египте, где множество туристов, выглядят куда приличнее. Высокие атлеты в снежно-белой форме с черными шевронами «Tourist polise» встречаются в курортном городе Хургада практически на каждом шагу. Люди в такой форме дежурят даже у входа в дорогие отели. Это элитное подразделение полиции, в задачу которого входит обеспечивать защиту туристов от исламистов.
А вот египетские военнослужащие одеты победнее. Черные суконные брюки, такого же цвета китель и грубо сколоченные ботинки составляют недорогое облачение египетского военного. Большинство египетских солдат – крестьянские дети, многие из них неграмотны. Стоимость комплекта такого обмундирования едва ли превышает 25–30 долларов. Причем, судя по потертому виду, многочисленным заплатам и другим следам ремонта, «деды», демобилизуясь, передают по наследству свою форму новобранцам. Но это рядовые. Командование же египетской армии любит пощеголять золотыми эполетами и дорогими мундирами. Моду на них ввел еще президент и командующий армией Анвар Садат, расстрелянный исламистами в 1981 году. Во время последнего в своей жизни парада он щеголял в только что сшитом голубом мундире, украшенном золотыми нитями стоимостью несколько тыс. долларов. На груди его сиял бриллиантовый орден «Звезда Синая», прицепленный на широкую зеленую шелковую ленту, переброшенную через плечо. В отличие от Садата президент Сирии Хафез Асад предпочитал строгий костюм серого цвета. Этой моде следует и нынешний сирийский лидер – его сын Башар Асад, отличающийся скромностью и простым вкусом.
Сергей ПУТИЛОВ, Дамаск – Каир


Шведским полицейским важно, чтобы их форма выглядела не дорого, а агрессивно

Новые виды униформы вводятся в Швеции с той же скоростью, с какой появляются новые сорта мороженого. Среди госслужащих форму чаще всего меняют полиция и армия. Затраты на разработку комплекта спецодежды доходят до нескольких млн. долларов, особенно если это защитное обмундирование.
«В последние годы у нас существенно обновился гардероб, – сообщил «НИ» председатель Союза офицеров Швеции Ларс Фрескер. – Связано это прежде всего с тем, что нашим солдатам и офицерам приходится выполнять миссии за пределами Северной Европы – в Африке, в азиатских странах. Поэтому появились новые, более легкие ткани, иная расцветка камуфляжа, обувь, приспособленная для жарких условий. Претерпела изменения и полевая форма, предназначенная для северных климатических условий. Она надежнее защищает тело. Ткани прочнее и лучше «дышат». В целом, по словам Ларса Фрескера, гардероб офицера подорожал за последнее время в несколько раз. Платит за него государство. «Хотя в Швеции действует программа сокращения расходов на вооруженные силы, на форме не экономят, – продолжает собеседник «НИ». – Если и есть недовольства нововведениями, то касаются они «украшательств». Например, по требованию женщин-военнослужащих была изменена нарукавная нашивка с изображением льва. Царя зверей, извините, «кастрировали». Эта «хирургическая операция» вызвала протесты и у мужчин. Погоны «переехали» с плеч на грудь, из-за чего возмутились эстеты. Они посчитали, что старые модели были представительнее».
В последние годы новые комплекты обмундирования получила и полиция. В целом стражи порядка остались ими довольны. Взбунтовались они, когда было решено сделать полицейскую форму «менее агрессивной». Рубашки темно-синего цвета экспертная правительственная группа предложила заменить голубыми, армейские бутсы – штатскими ботинками, а оружие посоветовала скрыть от глаз публики. Все это было сделано для того, чтобы вид полицейских не провоцировал население, а, наоборот, вызывал у него симпатию к правоохранителям. Почти две тыс. полицейских подписали письмо протеста, требуя вернуть «агрессию», поскольку, по их мнению, воинственный вид стража порядка останавливает многих потенциальных преступников. Мнение «консерваторов» власти учли: новый вариант формы отправился на доработку.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


Греческие священники критикуют начальство за роскошь

Профсоюз священников Греции направил в прошлом году письмо предстоятелю Элладской церкви блаженнейшему архиепископу Иерониму II, в котором говорится, что роскошные облачения не имеют основания в учении церкви. Глава профсоюза отец Евстафий Коллас, выступая на телеканале «Скай», подчеркнул, что «в нашей православной церкви нет места «тартюфизму», проявляющемуся во внешнем виде архиереев. Митра не имеет никакого отношения к таинству божественной евхаристии, а владыки, как вы знаете, просто стали жертвами тех, кто шьет церковные облачения». С мнением священника соглашается и профессор богословия Кариотоглу, который отмечает: «Никого нельзя убедить в том, что архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя, это просто невозможно». Комментируя требование клириков, митрополит Закинфский Хризостом заявил, что «если священники хотят ввести новые обряды, то могут это сделать в отношении себя. Синод же будет принимать решения на основании традиций».
Михаил ПОЗДНЯЕВ

"