Posted 25 ноября 2021, 17:24
Published 25 ноября 2021, 17:24
Modified 7 марта 2024, 12:50
Updated 7 марта 2024, 12:50
Юлия Сунцова
О повешенных на свои дома и земельные участки обременения жители Геленджика и Анапы узнали, можно сказать, случайно. Соответствующие пометки стали отображаться в базах Росреестра, некоторые - задним числом.
Муниципальные же власти даже не потрудились разослать собственникам соответствующие уведомления. Обременения фактически означают запрет регистрационных действий - собственники не могут продавать эти земли, что-либо достраивать на них и передавать по наследству. Обычно в таких схемах по переделу земель однажды объявляется покупатель-монополист (в лице того же муниципалитета, например), который просит выкупа по сниженной цене. Поскольку речь идет о первой пляжной линии, в дальнейшем земли наверняка будут передаваться разного рода «инвесторам» под строительство отелей, курортов, резиденций.
Организация массового покушения на людские земли у моря совпала с пересмотром генеральных планов городов-курортов Краснодарского края. По задумке властей, в течение ближайших лет из 500-метровой прибрежной зоны Сочи, Геленджика, Анапы должна исчезнуть жилая застройка. На смену ей должна прийти застройка курортная. Иными словами, на первой линии будет позволено отныне возводить только гостиницы, отели, объекты инфраструктуры.
С владельцами жилых построек, а также земель, уже выкупленных под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), по-видимому, велено не церемониться.
После изменения генпланов автоматически будут переписываться правила землепользования и застройки.
По градостроительной логике, после перевода вида использования земель из жилых в рекреационные люди лишаются прописки, их дома оказываются расположенными в зонах, не предназначенных для проживания, а сами дома должны быть снесены как объекты незаконного строительства. Собственникам ранее приобретенных здесь земельных участков под ИЖС не могут быть выданы разрешения на строительство. А владельцам стареньких домов не могут быть выданы разрешения на реконструкцию.
Риторика краснодарских чиновников сегодня, в том числе в прессе и на публичных слушаниях, весьма размытая и оттого крайне раздражает людей. Самое популярное: «Те генпланы, которые вы видите сегодня, не окончательные. Они еще будут неоднократно обсуждаться».
На деле же публичные слушания генплана – это уже четвертая финальная стадия его принятия. Где и когда, в каком составе прошли предыдущие три слушания? На эти вопросы главные участники слушаний - то есть сами жители ответить не могут. Из самих администраций утекал слух, что чиновники полномасштабно никого и не информировали (одна заметка мелким шрифтом в правительственных вкладышах не в счет), затем запускали в свои кабинеты по 30-40 «своих людей», имитируя народное собрание, «свои» и подмахивали нужные подписи.
- Я говорю сейчас не только от себя, я говорю еще в защиту своих детей. У нас три сотки. Три собственника – я и мои дети, шести и тринадцати лет. Вчера я увидела, что на земельном участке, где мы живем, появилось обременение. Абсолютно случайно увидела. Не спрашивая меня, не уведомляя нас как собственников, без нашего участия, не утвердив еще даже генплан, наложили запреты на нашу землю. Звучит так: резервирование земель для государственных и муниципальных нужд! И я эти слова понимаю в прямом их значении, а не в тех лживых объяснениях, которыми вы нас пытаетесь запутать. КАКИЕ НУЖДЫ У МУНИЦПАЛИТЕТА И ГОСУДРАСТВА К МОЕМУ УЧАСТКУ?! И я вас не спрашиваю, вопросов к вам никаких нет уже. Я требую, чтобы вы перестали покушаться на мое имущество, и прошу занести это требование в протокол, - заявила жительница на публичных слушаниях.
На вопросы о наложенных обременениях, к слову, чиновники предпочитают отмалчиваться. В лучшем случае переводят стрелки – это, мол, Кубанское бассейновое водное управление наложило незнамо почему, а мы (муниципалитет) тут не при чем.
Интересная позиция складывается у градоначальников и в отношении еще не застроенных земель категории ИЖС. Сама администрация продавала людям эти земли под застройку, затем, прогоняя людей через многоэтапные бюрократические процедуры и взимая госпошлину, выдавала разрешения на строительства. Но … одна рука дает, другая отнимает, как говорится. Передумали.
- Я многодетная мать, у меня четверо детей. Мы всю жизнь мечтали переехать в Геленджик, жить у моря. Продали свою единственную квартиру, на эти деньги купили земельный участок под ИЖС, чтобы строить дом. В пятницу мы узнали, что наш участок переводят в зону многофункциональной общественно-деловой застройки. Теперь мы даже не можем продать эту землю или передать ее своим детям. В одночасье мы лишились всего, на что зарабатывали всю жизнь. Своего жилья у нас не осталось, землю отбирают, все планы на будущее разрушены, - рассказывает Ирина Череникова.
В зону забвения попадают не единичные дома, а целые улицы и поселки.
- Коттеджные поселки Маяк1, Маяк2. Люди купили там участки под ИЖС. Кто-то уже получил разрешение на строительство и начал строиться, кто-то не успел. Почему все эти земли вы включаете безапелляционно в зоны рекреации? На генплане мы видим розовый цвет! Я планировал строить дом. Но в сегодняшнем варианте генплана я не смогу его построить, хотя купил землю под ИЖС два года назад, и закон обратной силы не имеет. На мой взгляд, разумное поведение администрации такое: предоставить людям выбор – хочешь, строй, как хотел, дом, хочешь – санаторий. У человека должен остаться вариант тот, который действовал в момент покупки участка, иначе выходит произвол и обман, - выступил на слушаниях мужчина.
Извините, Градостроительный кодекс изменился, и выбор-то он есть, только несколько иной: или вы гостиница или исчезните и дайте другим нормальным людям ею стать, - в такой логике объясняются ответственные чиновницы.
- Конкретно эти поселки попадают в 500-метровую зону от Черного моря, и на основании Градостроительного кодекса Краснодарского края эта зона в настоящее время не может быть отнесена к жилой застройке, она должна быть отнесена либо к зоне отдыха, либо в курортной зоне. В этих зонах могут быть размещены только объекты отдыха, гостиницы, аналогичные коллективные средства размещения, - отвечает на вопрос начальник управления архитектуры и градостроительства - главный архитектор Геленджика Екатерина Семенова.
Люди, тем временем, начинают прогнозировать, что же их ждет в ближайшей перспективе.
- Я правильно понимаю, что схема придумана следующая? После изменения генплана нам начнут приходить административные штрафы за нецелевое использование земли. После нескольких таких штрафов и неисполнение требований архитектуры нас лишают земли? Или дежурно предлагают нам перестроиться в гостиницу, но так как сопутствующую социальную инфраструктуру мы не потянем – детсады, школы, больницы (для зон общественно-деловых) и объекты для отдыха (для рекреационных зон) нас тоже лишают земли. Нам говорят, что мы сможем и дальше свободно распоряжаться своими участками. На самом деле их сможет выкупить только муниципалитет, и сможет сделать это только по кадастровой стоимости, которая почему-то тает на глазах, - говорит Елена Филиппская.
Наверное народный гнев не раздулся бы таких масштабов, если бы чиновники говорили о своих планах открыто, а не обтекаемыми фразами, из которых ничего не следует, и предложили бы людям ПОЛНОЦЕННУЮ КОМПЕНСАЦИЮ за изымаемое имущество. Но ни о каких компенсациях даже речи не идет!.. Сейчас всё выглядит так, как будто администрации муниципалитетов на правах монопольного покупателя хочет забрать у людей собственность за бесценок, просто на том основании, что они здесь власть и они так решили.
- Вы отлично пошутили, конечно, по поводу того, что сегодня власть на нашей стороне. Классная шутка! Объясню почему. Да потому что, если бы власть была на нашей стороне, сегодня этот зал был бы пустой, у людей не было бы вопросов вообще. И на улицы бы люди не выходили. Но люди приходят и задают крайне простые вопросы. Что будет с пропиской? Ответа нет. Второй вопрос – земля в собственности, могу ли я строить? Ответа нет. Откуда обременения и что с ними делать? Ответа нет. Почему кадастровая стоимость недвижимости упала вдвое? Ответа нет. Такое ощущение, что есть команда – отобрать эти земли у людей под любым предлогом, и вы пытаетесь подвести под это любую законодательную базу, а что людям говорить – еще придумать не успели. Людей просто убаюкиваете: всё у вас, ребята, будет хорошо, не волнуйтесь, смена назначений ваших земель вообще ничего не значит. Но мы в России живем, и понимаем, что когда сменится товарищ Богодистов [глава МО Геленджик], все обещания сгинут. Через две недели придут письма о том, что дом не дом, а потом три исполнительных листа и снос. Я уверен, лично вы знаете, что вопрос уже решен, а вот это все – просто соблюдение процедуры, - эмоционально выступил житель Геленджика Вадим Харченко.
Его выступление в заполненном под завязку зале для публичных слушаний сопроводили бурные аплодисменты.
- Они там хотят оставить нас здесь без земли, без наших домов. Просто все взять и забрать. Потому что им там заграницей, очевидно, уже не дают деньги тратить. Там санкции, там счета могут арестовать, там, как у Дерипаски, обыски могут провести. А здесь нет. И поэтому здесь у этого населения их "хатки-развалюшки", как говорит Кондратьев, надо снести и себе забрать. В России у них никто ничего не отберет. А те деньги, которые они аккумулируют на нас же, на наших зарплатах в 200 долларов, пытаются вложить в землю, которую у них не отберут, а нас выселяют на улицу. Поняли план? - добавляет Харченко.
Объяснения присутствовавших на встрече чиновников часто прерывались гулом и выкриками: «Всё вранье!»
В 2019 году по инициативе губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева в Градостроительный кодекс региона были внесены изменения. Прибрежная зона, на которой запрещалось жилое строительство, расширилась с 300 до 500 метров. Поправки затронули жизнедеятельность нескольких муниципалитетов: Сочи, Новороссийск, Геленджик, Анапа, Ейский, Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский, Туапсинский и Щербиновский районы. Весной этого года контракты на разработку новых генпланов были заключены с подрядчиками по Анапе, Армавиру, Горячему Ключу и Геленджику.
С октября жителей стали приглашать на общественные случаи, однако знакомиться с проектом и оставлять возражения могли не все, а только люди с QR-кодами.
24 октября на центральный пляж Геленджика вышли сотни людей с требованием отменить принятие изменений в Генплан. Сам документ разрабатывается в интересах застройщиков, а жителей незаконно лишают права распоряжаться своим имуществом, уверены митингующие.
К вечеру 8 ноября жители Геленджика и соседних населенных пунктов собрали под своей петицией около 15 тысяч подписей.
Несколько десятков жителей выходили на митинги в Анапе. По городу сегодня расклеены листовки – обращения к горожанам:
«Не оставайтесь неравнодушным к общей беде. Сообщаем вам, что на все земельные участки в нашем городе наложено обременение, ограничение с целью изъятия и последующего выселения людей из их домов. Ст. 56. 56.1 «Ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд». Новый генплан разработан и принимается в нарушении закона и наших конституционных прав. Пожалуйста, спасите себя, свое будущее и жилье, приходите <...> и скажите нет тому беззаконию, которое происходит»…
Источник, близкий к администрации губернатора Краснодарского края? сообщил, что Вениамин Кондратьев пока не определился, поддерживать или не поддерживать мэра Геленджика Алексея Богодистова в жестком сценарии «расчистки» прибрежной зоны.
С позиции юридических норм изменения в Генплан больнее всего ударяют по собственникам незастроенных участков. Получить разрешение на строительство становится очень сложно. В основных видах разрешенного использования земель в рекреационных зонах ИЖС не предусмотрено, а в условных видах разрешенного использования в рекреационных зонах ИЖС допускается. Пойдут ли в таком случае власти на уступки? Похоже, что во многом это будет зависеть от сегодняшней реакции людей на происходящее...